17.06.2015 00:05
    Поделиться

    Что изменится в московских поликлиниках

    Более 27 тысяч мнений высказали москвичи в ходе серии опросов о том, какой быть московской поликлинике. После анализа поступивших предложений, городские власти что-то одобрили, что-то отвергли... Что дальше? Когда ожидать перемен в этом самом близком для горожан звене здравоохранения? Об этом беседа корреспондента "РГ" с замруководителя департамента здравоохранения Москвы Алексеем Погониным.

    "Озеленение" не прошло

    Алексей Владимирович, чем было вызвано увольнение в начале года сразу пятерых главных врачей поликлиник? История была громкая. Поделитесь, пожалуйста, подробностями хотя бы сейчас, спустя время.

    Алексей Погонин: Главная причина увольнения - нарушение принципа доступности медицинской помощи. Больные в тех поликлиниках не могли записаться к врачу в течение 10 и более дней. Сейчас все главврачи поняли, что нужно ежедневно заниматься организацией работы лечебного учреждения, а не пытаться хитрить и, простите за термин, "озеленять" свою поликлинику.

    Это как?

    Алексей Погонин: Дело в том, что благодаря ЕМИАС (Единая медицинская информационно-аналитическая система) у нашего департамента сейчас ситуация не только в каждой поликлинике, но и с записью к каждому врачу как на ладони. Есть ситуационный центр, где на экране компьютера видим, что в какой поликлинике происходит. Этот центр был открыт по поручению руководителя департамента Алексея Ивановича Хрипуна. С посещения центра и изучения текущего положения дел в городских поликлиниках я сейчас и начинаю каждый рабочий день.

    Информационная система в 24.00 считывает по первому свободному талону, на какое время идет запись к врачу каждой специальности. Нашлись умники, которые обманывали систему. Заводили к 23.00 каждого дня запись, к примеру, к трем несуществующим врачам, и в 00.00 компьютер сообщал, что в поликлинике имеются свободные "зеленые" талоны. Утром же этих врачей вычеркивали из сетки. Человек приходил в поликлинику, а ему говорили: вот вам талончик на прием через 10 дней... То есть по всем параметрам поликлиника "зеленая", а к врачу не попадешь! Понятно, что москвичи жаловались в департамент. Наш линейный контроль выяснил механизм "озеленения". Тотальная проверка ситуации в каждой поликлинике продолжается и сейчас. В ситуационном центре этим занимаются сутками лучшие специалисты, чьи наблюдения сразу же становятся предметом для разбирательства.

    Врача вызывали?

    На одном страхе в корне систему работы не изменишь...

    Алексей Погонин: Согласен. Мы стараемся сделать максимально эффективной работу поликлиник. Сами врачи, например, предложили простую вещь: вести прием пациентов все 7 часов, за которые они получают зарплату. А еще полгода те же врачи-терапевты в лучшем случае тратили на это 6 часов, а кое-кто и не больше трех. Завотделениями приемом пациентов вообще занимались порой минут по 30. Остальной рабочий день уходил на так называемое ведение документации, у участковых - официально на хождение по вызовам. А уж где они действительно были по полдня, кто знает! Мы объявили борьбу за права пациента. И теперь врач работает с больными на приеме весь рабочий день с перерывом на обед и двумя технологическими перерывами по 15 минут.

    Но москвичам бывает нужна помощь врача и дома...

    Алексей Погонин: На это направлен еще один проект - в нескольких поликлиниках города создали выездные бригады. Там на вызовы пациентов участковые врачи больше не ходят, а выезжает бригада на автомобиле - врач и водитель. У них с собой не просто сумочка с фонендоскопом, как прежде, а укладка с портативным электрокардиографом - значит, у сердечника сразу же на месте можно снять электрокардиограмму, есть все для того, чтобы померить сахар в крови, а если потребуется - сделать укол или дать таблетку и даже выписать больничный лист. В поликлинике N 64 эти бригады состоят из молодых врачей - мужчин, - им безопаснее ходить по квартирам и подъездам, где можно встретить и хмельного пациента и просто хулигана. В итоге кажется, что врачей стало вдвое больше, хотя их столько же, сколько и было.

    На прием к терапевту в любой поликлинике Москвы можно теперь попасть в течение одного-двух дней

    Никому не отказывают в вызове на дом?

    Алексей Погонин: Не отказывают. Но медсестры на приеме анализируют входящие звонки. Раньше москвичи часто врача вызывали домой лишь потому, что не могли попасть на прием в поликлинике. Теперь же пациенту, самочувствие которого позволяет прийти в поликлинику, сразу предложат талон к врачу на удобное для него время. Большинство горожан охотно соглашаются. Вызовов на дом стало вдвое меньше. Если человеку реально плохо - медсестры тут же переадресуют вызов "неотложке" или в "скорую помощь" - с ними у поликлиник тесный контакт. Ветеранам Великой Отечественной войны, инвалидам и онкологическим больным чаще всего нет нужды самим идти к врачу - с ними работает отделение паллиативной помощи. Кроме того, к маломобильным пациентам поликлиники N 64 раз в месяц приходит патронажная медсестра. Врачам все это вместе взятое дает возможность сосредоточиться на реально заболевших в данный момент горожанах.

    Каждому ветерану - по личному врачу

    В поликлинике N 175 с начала года реализуется пилотный проект по работе с пациентами от 60 лет и старше, имеющих по три и более хронических заболевания, обострения которых часто приводят к вызову "скорой помощи" и экстренной госпитализации. Помимо артериальной гипертензии и ишемической болезни сердца к этим заболеваниям относятся сахарный диабет 2-го типа, астма, хроническая обструктивная болезнь легких...

    Почему выделили эту группу пациентов?

    Алексей Погонин: Мы посмотрели статистику. В среднем на лечение 20% пациентов с несколькими хроническими заболеваниями уходит порядка 70% расходов здравоохранения. Они чаще других вызывают "неотложку" и "скорую помощь", лежат в стационарах, им нужно большое количество лекарств, как правило, бесплатных - многие из них льготники. Но главное - эти люди страдают, и нужно помочь им!

    В чем суть эксперимента?

    Алексей Погонин: К этим пациентам (отобрали группу в количестве 4,7 тысячи человек, требующих особенного медицинского внимания) в начале года мы прикрепили конкретных врачей. Но сначала провели их серьезную подготовку. Ведь если рядовой терапевт, выявив у больного риск или наличие сердечно-сосудистого заболевания, скорее всего, направит его к кардиологу, то участнику эксперимента нужно работать с ним самому. Поэтому 12 врачам на протяжении двух месяцев читали лекции лучшие специалисты города - главный терапевт, главный кардиолог, главный пульмонолог, главный эндокринолог... Знакомили их с новейшими методиками диагностики и наблюдения за развитием этих заболеваний, способами профилактики осложнений, учили комплексному подходу к таким больным. Ведь не секрет, что препараты, применяемые при лечении одного заболевания, могут оказаться опасными при другом и врач должен помнить об этом и учитывать, составляя индивидуальный план лечения больного. А главное, врачам объяснили, как "сделать" из пациентов союзников, убедить людей заняться своим здоровьем.

    480 мероприятий будет реализовано к 2018 году в рамках проекта "Московский стандарт поликлиники"

    В состоянии ли врач заниматься всем этим при существующем наплыве пациентов в большинстве поликлиник города?

    Алексей Погонин: Нагрузка на терапевта, работающего с группой пациентов, имеющих хронические заболевания, в 175-й поликлинике была снижена с 1700 до 400 пациентов. Для врачей создали условия, чтобы он мог выделить каждому пациенту необходимое время. Например, на первый прием нормативом заложено от 40 минут до часа - чтобы заполняя карту больного, врач подробно выяснил и описал весь анамнез заболевания. На повторный визит отводится порядка 30 минут. Кроме того, поликлиника снабдила этих врачей и их медсестер мобильными телефонами, по которым пациенты в рабочее время могут позвонить им. К примеру, с вопросом: "Если я забыла вовремя выпить эту таблетку, можно ли принять ее позже?" прежде человек пошел бы в поликлинику, а сейчас он набирает номер своего доктора или медсестры.

    Это сказалось на состоянии здоровья участников эксперимента?

    Алексей Погонин: Они стали на треть реже вызывать "скорую помощь", меньше нуждаться и в экстренной госпитализации. Значит, можно уйти от обострений заболевания, избавить человека от боли, от стрессов и тем самым повысить качество его жизни, а значит, обеспечить эффективность работы поликлиники, и главное - удовлетворенность пациентов ее работой. В третьем квартале проект будет распространен на Восточный округ, а примерно с октября начнется распространение на всю столицу.

    У 12 терапевтов в ходе эксперимента нагрузка сократилась. А у остальных врачей не выросла? Очереди к ним не увеличились, через которые к врачу на прием людям моложе 60 теперь не пробиться?

    Алексей Погонин: Нет. Эти 12 взяли на себя самых тяжелых больных. Поэтому остальные успешно справляются с теми, у которых нет такого "букета" заболеваний. Очередей на прием к терапевтам нет. Причем не только в 175-й, но и в остальных поликлиниках. Талон на прием к ним можно получить в терминале электронной выдачи в этот же день или, в крайнем случае, на следующий.

    О визите к врачу напомнит СМС

    Опора на мнение москвичей для столичных властей в последние годы стала правилом практически в любой сфере жизни города. Но такого масштабного обсуждения, какое прошло в рамках проекта "Московская поликлиника", еще не было. Тем интереснее узнать, когда будут реализованы предложения москвичей?

    Алексей Погонин: На базе их мы разработали программу улучшения качества работы поликлиник "Московский стандарт поликлиники". Она состоит из 480 мероприятий, которые должны быть реализованы до 2018 года. Мы поделили их на 4 блока, по каждому из которых в итоге будет выработан свой стандарт. На первом месте стандарт комфорта, как самый быстро реализуемый. В коридорах появятся кресла и диваны, где людям удобно ожидать приема у врача, каждый этаж оснастим кондиционерами и кулерами с водой, логистику по зданию сделаем более понятной.... Следующий блок - стандарт качества. В него войдет все, что связано с работой учреждения в целом - часы и дни работы, порядок записи на прием и его отмена, контроль за соблюдением этих правил... Третий блок - обратная связь с пациентами. И, наконец, четвертый - информационные технологии. Это внедрение электронных амбулаторных карт, электронных рецептов, СМС-напоминаний о предстоящем приеме у врача, рассылка результатов анализов по электронной почте и многое другое.

    Что, на ваш взгляд, уже сегодня приблизило московские поликлиники к стандарту 2018 года?

    Алексей Погонин: Еще полгода тому назад сотни тысяч москвичей испытывали сложности при записи к терапевту, а теперь они попадают к нему в течение одного-двух дней. Изменилась жизнь и врачей: в городе больше нет поликлиник с расписанием, в котором бы отводилось на прием пациента не более 5 минут - такой шаг сетки планировали прежде кое-где. Теперь у доктора на это всегда есть не менее 10-12 минут. Напомню: норму времени на одного больного никто "сверху" не спускает еще с 1987 года. Департамент здравоохранения следит за тем, чтобы врач принимал пациента столько времени, сколько требуется для оказания ему качественной помощи.

    Поделиться