18.06.2015 12:05
    Поделиться

    Почему малому бизнесу Крыма не выдают кредит

    До 1 июля министерство экономического развития РК должно разработать предложения, которые позволят упростить ведение бизнеса в Крыму, в первую очередь малого. Планируется внести коррективы не только в республиканское законодательство, но и вынести предложения на федеральный уровень.

    Малое большинство

    В структуре крымского бизнеса 75 процентов занимает малое предпринимательство, только 25 процентов приходится на крупный бизнес. В мире такую модель имеют немногие страны, но стремятся к ней все, поскольку она позволяет эффективнее наполнить бюджет и решить проблему занятости населения.

    - В Крыму структура экономики сложилась благодаря сфере услуг и сельскому хозяйству, где разрушили крупное товарное производство, - рассказал экс-министр экономического развития РК Николай Коряжкин. - Эту модель необходимо сохранить. Малому предпринимательству нужна поддержка государства, ведь, в отличие от крупного бизнеса, оно не может самостоятельно формировать большие фонды развития.

    Причем не только в сельской местности, но и в городах. Например, в Евпатории на 120 тысяч населения приходится 12 тысяч индивидуальных предпринимателей, которые формируют 56 процентов доходной части бюджета. Для сравнения: санаторно-курортный комплекс этого рекреационного региона дает в казну только 17 процентов доходов. И это при том, что малый бизнес сейчас переживает трудности - деловые контакты с партнерами с Украины и из дальнего зарубежья разрушены, наладить новые непросто.

    - Мы не можем заниматься внешнеэкономической деятельностью из-за санкций, - говорит член президиума ассоциации молодых предпринимателей России в Крыму Роман Тихончук. - Чтобы обойти их, нужно регистрировать компанию в Краснодарском крае, а значит, там останутся и наши налоги. Принять участие в тендерах госзакупок тоже не получается, хотя теоретически такая возможность есть. Но каждый выигранный контракт должен быть обеспечен либо депозитом, либо банковской гарантией, получить которую для нас нереально. Мне отказали 20 российских банков, потому что у меня нет кредитной истории и больших оборотов.

    Чтобы принять участие в тендерах, нужно заморозить часть оборотных средств, а это минимум пять процентов от первоначальной суммы лота. Кредиты на пополнение оборота банки не выдают даже под самые невыгодные проценты.

    - Я три месяца веду переговоры и получаю отказы, - продолжает Тихончук. - Крымский бизнес уже на старте оказывается в неравных условиях с предпринимателями из других регионов страны.

    Непосильные требования

    - К нам часто обращаются люди, желающие открыть малое производство, - говорит председатель ассоциации молодых предпринимателей России в Крыму Олег Свешников. - Требования в сфере промышленной безопасности и охраны труда к нему такие же, как и к крупным производствам: заводу нужно собрать 30 справок, включая спецоценку условий труда, сертификаты на товары и другие документы. Столько же малому. Естественно, предпринимателей это пугает. Хотелось бы, чтобы для небольшого предприятия, занимающегося производством, а не торговлей, были упрощены процедуры: например, для крупного бизнеса 30 справок, для среднего 10, для малого пять. Нужно на законодательном уровне ограничить количество документов, которые должен предоставить предприниматель.

    Если не выполнить все требования, можно разориться на штрафах, которые для юрлиц начинаются с 200 тысяч рублей, для индивидуальных предпринимателей с 20 тысяч.

    - Осенью для индивидуальных предпринимателей планируется отменить возможность использования труда наемных работников, - продолжает он. - Если это произойдет, большинство вынуждены будут перерегистрироваться в ООО. А в России очень жесткое наказание за несоблюдение регламентов: нет оценки условий охраны труда, не сертифицирована спецодежда, нет вентиляции в производственном помещении - штраф от 200 тысяч рублей.

    Если в других регионах страны у производителей было время на приведение деятельности в соответствие с требованиями, в Крыму предприятия должны были перерегистрироваться и переучиться всего за год. Не хватило ни времени, ни денег.

    - Мы только вошли в российское правовое поле, еще не знаем многих нюансов, - говорит предприниматель из Симферополя Алексей, - но организовать производство в соответствии с требованиями стоит огромных денег. Получить кредиты почти невозможно.

    Высоко сидят

    В крымском правительстве обо всех бедах знают. И даже пытаются помочь. Но полномочий хватает не всегда.

    - Справки и проверки мешают развитию бизнеса, - говорит Николай Коряжкин. - Например, в сфере охраны труда регламентирует требования 51 документ, и каждый сопровождается экономическими санкциями в случае нарушения. Но невозможно сейчас, войдя в новое законодательное поле, выполнить все требования. Поэтому хотим добиться отсрочки введения некоторых норм для крымского бизнеса и моратория на штрафы. Предложения мы направили на федеральный уровень. Все происходит не так быстро, как хотелось бы, к сожалению, федеральные органы "малоподвижны", потому изменение регламентов и стандартов - процесс медленный.

    Президент РФ поручил не только максимально упростить действующие нормы и требования, но и рассмотреть возможность сохранения в Крыму всего прогрессивного, что было в украинском законодательстве. Например, НДС для малых сельхозтоваропроизводителей, которого нет в России.

    - Если фермер не работает с НДС, ни одна торговая сеть не захочет иметь с ним дело, и ему придется искать посредника, - продолжает экс-министр. - Более того, в Крыму НДС перечислялся на спецсчет, то есть был дополнительным инвестиционным фондом, из которого компания могла использовать средства на развитие. В России такого нет. Мы это предложение направляли уже семь или восемь раз, но пока безрезультатно.

    Хотя в целом к просьбам Крыма в Москве прислушиваются и стремятся помочь. Например, готовится проект закона о передаче контрольных и регулирующих полномочий с федерального уровня на республиканский.

    - Функции контрольных органов, оказывающих наибольшее давление на наш бизнес, например, со стороны Россельхознадзора, изначально почему-то не были переданы Крыму, - пояснил Коряжкин. - Как и некоторые функции в сфере биоресурсов. У нас есть инвесторы, готовые реализовать проекты выращивания тысячи тонн мидий и 600 тонн рыбы, но они не могут работать из-за искусственных препон.

    Проблему кредитования малого бизнеса тоже можно решить, и правительство Крыма уже направило в Центробанк РФ свои предложения. Ответа пока нет.

    - Регламенты Центробанка нужно в корне изменить, для того чтобы бизнес в Крыму мог развиваться, - продолжает Николай Коряжкин. - Сейчас, если банк кредитует таких предпринимателей, он должен резервировать сумму, равную той, которую выдает в качестве кредита. Банкам это очень невыгодно. Мы как государственный партнер готовы разделить ответственность, потому что знаем, какой бизнес успешен и кому можно доверять. Поэтому подготовлены предложения о пересмотре денежно-кредитной политики, чтобы упростить условия на крымском финансовом рынке. Решение должен принять Центробанк РФ.

    Без банковского кредитования бизнесу действительно не обойтись. Три республиканских фонда поддержки предпринимательства не в силах помочь всем нуждающимся. Если в прошлом году они выдали всего два микрозайма (из-за переходного периода бизнесу было не до развития), то в нынешнем уже исчерпали свой ресурс за полгода.

    Впрочем, можно посмотреть на проблемы малого бизнеса с другой стороны. Сейчас он в кризисе и выстраивает новую модель развития в совершенно новом законодательном поле и конкурентной среде. Те, кто выживет, станут высококлассными антикризисными специалистами-практиками, способными успешно вести бизнес в любых условиях.

    Комментарий

    Сергей Аксенов, глава Республики Крым:

    - Проблемы развития бизнеса в Крыму мы обсуждали во время визита в республику председателя правительства РФ Дмитрия Медведева. Это вопросы кредитования, упрощения ведения деятельности, отсрочки штрафов за процедуры, связанные с оформлением документов, переходом на новое законодательство. Многие процессы в республике не отвечают российским стандартам и требуют урегулирования на федеральном уровне. Поэтому просим передать региональным органам власти максимум регулирующих полномочий, чтобы мы на месте могли быстрее реагировать на проблемы, возникающие у предпринимателей.

    Поделиться