В Северную столицу съехались лучшие кукольные театры мира

В Петербурге 22 июня открылся международный фестиваль KУKART- крупнейший в России марафон кукольных театров. На протяжении десяти дней горожане и гости Северной столицы увидят самые разные спектакли - от марионеточных до музыкальных, в том числе, и на других языках. Об особенностях программы корреспонденту "РГ" рассказал президент фестиваля Давид Бурман.

Нынешний KУKART - двенадцатый в истории фестиваля. Что нового ждет зрителей в этом году?

Давид Бурман: По сложившейся традиции в нашей программе два направления. Есть основная, которая собирает уже известные и получившие признание театры, и есть клубная. Вторая представляет искусство, которое еще не соприкасалось с фестивальным зрителем напрямую. Оно-то как раз и способно удивить любого и создать ощущение новизны. Кроме того, мы в разных "пропорциях" периодически смешиваем кукольный, синтетический и музыкальный театры. Формула создания новых проектов обычно возникает здесь и сейчас, но одну из грядущих "премьер" мы уже сейчас можем назвать. Из Израиля к нам приедет потрясающий художник Евгений Свердлов, который покажет анимацию на песке. К этому действу присоединится музыкант Михаил Огородов, и таким образом мы получим совершенно новое искусство. Но самое главное, что любой взрослый, пришедший на фестиваль, вновь станет ребенком!

Расскажите об участниках фестиваля, ведь наряду с многочисленными российскими театрами ожидается и множество зарубежных гостей.

Давид Бурман: Я бы назвал наш фестиваль "мыслящим". Наверное, именно поэтому все больше театров ищут возможность приехать к нам. В этом году мы получили 56 заявок только от иностранных коллективов! Важными акцентами станут "культурные мосты" с Израилем и Болгарией. Сначала они привезут спектакли к нам, а потом мы к ним. Я уверен, что культура - стержневая основа сохранения мира. И посмотрите, как русская культура объединяет и влюбляет в себя людей! В Петербург приедут театры Эстонии, Германии, Норвегии, Туркменистана и Казахстана. Кстати, театр из Испании покажет сказку "Волк и семеро козлят", причем играть будут на испанском языке.

Что еще, по-вашему, сможет удивить?

Давид Бурман: Обязательно нужно посмотреть японский спектакль "Секрет". Кукловод Юки Кудо показывает его для одного зрителя - нужно только заглянуть через отверстие, которое открылось в стволе дерева, и марионетка сыграет лично для вас трехминутную постановку. Это феномен, представьте, в день Юки Кудо показывает по сто спектаклей! Еще очень интересен проект "Скорая театральная помощь", который придумали в московском театре "Тень". У них есть "театромобиль" - микроавтобус, внутри которого находится помпезная театральная ложа, прямо как в "Мариинке". Спектакль смотрят три человека, а на сцене ювелирно выполненные куклы исполняют мини-версии опер мирового репертуара. Еще одна наша "фишка" - "Петрушки на Невском", настоящий площадной театр. Мы подсчитали, что в течение дня представления на улице видят порядка десяти тысяч зрителей. Это огромный поток.

Который год KУKART проводится в Петербурге. Расскажите, почему именно здесь?

Давид Бурман: Изначально мы очень хотели делать KУKART в Царском Селе. Собственно, какое-то время там он и проходил. Но у Царского Села чересчур академичный дух, из контекста которого просто невозможно вырваться. Это несколько ограничивает возможности, посмотрите, ведь даже Царскосельский карнавал проходит на волне ХIХ века. А Петербург - столица кукольников России и это не мы придумали. Так получилось, когда Михаил Королев создал здесь кафедру кукольников, а позже появление режиссеров новой формации изменило отношение к этому виду искусства. Сегодня знаковые "кукольные" точки на карте России простираются от Москвы до Дальнего Востока. Но это все тоже питерская школа. Кстати, вы знаете, что первый театр Гиньоля (Петрушки) появился в Царском Селе? Это были куклы царевича Алексея, сына Николая II.

Как-то вы сказали, что кукла гораздо искреннее, чем драматический актер. Вы действительно так думаете и почему?

Давид Бурман: Вы никогда не наблюдали, что происходит с куклой, если вы оставляете ее одну и, к примеру, включаете и выключаете свет? Персонаж меняется и это не только из-за светотеней - есть невербальные ощущения. Драматический актер должен настраивать себя на конкретные эмоции, что то изобретать, а. Кукла - данность. Если у нее застывшая улыбка, то только благодаря вашему актерскому таланту она может измениться. Представляете, каким мастерством нужно владеть, чтобы в неодушевлённый, созданный другим человеком предмет, вдохнуть жизнь? Это как раз и есть самое сложное для кукольника.

Что сегодня происходит с театром кукол, не теряет ли он зрителя?

Давид Бурман:Люди с удовольствием ходят на кукольные спектакли, и я бы не сказал, что их популярность падает. Появляются новые имена, новые режиссеры. Этому способствует, в том числе, и наш фестиваль. Ведь за 22 года существования KУKART вырос в достаточно серьезное событие, получил признание и стал третьим по значимости в мире. Столь крупные кукольные фестивали проходят лишь во Франции и США. Но наша миссия едина - сеять разумное, доброе, вечное, как бы банально это ни звучало.

Кстати

Помимо театральной, зрителей ждет еще и обширная музыкальная программа - десять коллективов выступят в самых разных жанрах: от джаза до экспериментальных стилей. Кроме того, можно будет посетить видеопрограмму и увидеть уникальные записи с участием легенд советского театра кукол.