В России запретят производство бензина классом ниже Евро-5

С 2016 года, как ожидается, будет разрешен к производству только бензин 5-го класса, в котором не допускается использование инновационной присадки ММА. Рынок высокооктановых топлив ожидает рост цен, а производителей ММА - балансировка на грани выживания, считают эксперты.

Технический регламент Таможенного союза (ТР ТС) "О требованиях к авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и мазуту" не предусматривает в его производстве использование октаноповышающих присадок, содержащих ароматические амины.

Среди них наиболее распространенным является N-метиланилин (ММА). Поэтому с 2016 года для повышения октанового числа моторного топлива НПЗ будут вынуждены применять кислородосодержащие присадки, из которых самым популярным является метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ). Эксперты пытаются предугадать, чем это обернется для топливного рынка.

В последние годы в РФ наблюдался рост производства высокооктановых бензинов. По данным минэнерго, за 2011-2014 годы доля Евро-5 выросла с 2% до 75%, в то время как доля Евро-4 и Евро-3 снизилась - с 26% до 9% и с 41% до 11%. Изменению структуры выпуска способствовала модернизация НПЗ и акцизная политика правительства, стимулировавшая компании наращивать производство бензинов Евро-5.

Модернизация НПЗ все же не позволит перейти только на выпуск бензинов с октановым числом 95 и 98. Необходимо будет использовать октаноповышающие присадки. Однако применение одной из них не допускается ТР ТС. Основанием для этого стали требования ЕС, якобы предполагающие отказ от аминосодержащих соединений. В реальности же в Европе действует запрет только на соединения, содержащие металлы. Про ограничения в адрес ММА не сказано и во Всемирной топливной хартии, содержащей рекомендации по качеству современных топлив.

Другим основанием послужило то, что на момент разработки ТР ТС не было информации, подтверждающей возможность применения ММА в бензинах стандарта Евро-5. Но в начале 2014 года на полигоне НАМИ, аккредитованном минпромторгом, прошли стендовые испытания присадки ММА на автомобиле LADA PRIORA, оборудованном двигателем 5-го класса. Выяснилось, что использование ММА в выпуске бензинов 5-го класса в концентрации не более 1,0% по объему не оказывает негативного воздействия на содержание вредных веществ и мощность работы двигателя.

Испытания стали основой для процесса принятия поправок к ТР ТС, который начался после направления их результатов в профильные ведомства. Внесение изменений в ТР ТС приветствовали нефтеперерабатывающие компании и ведущие научно-исследовательские институты, которые и до испытаний выступали против ограничений на применение ММА в производстве бензинов. В ходе выработки общей позиции по внесению изменений в ТР ТС все участвующие в процессе федеральные органы исполнительной власти поддержали необходимость его пересмотра. Затем позиция одного из министерств неожиданно изменилась на противоположную, и норма ТР ТС, не допускающая использование ММА, осталась в силе. Процесс пересмотра ТР ТС был остановлен.

Сохранение ТР ТС в его текущей редакции может обернуться негативными последствиями. Для замены 70 тыс. тонн ММА, ежегодно потребляемых рынком, потребуется около 600-700 тыс. тонн МТБЭ. Переход же на выпуск бензинов только 5-го класса вдвое увеличит потребность в октаноповышающих присадках - с 1 до 2 млн тонн. Покрыть растущий спрос не сможет увеличение производства МТБЭ до 1768,3 тыс. тонн, ожидающееся к 2020 году. Как итог, на рынке топлив Евро-5 может возникнуть дефицит, который составит от 4 до 7 млн тонн.

Отказ от ММА в производстве бензинов может привести также к закрытию двух отечественных заводов, выпускающих его с середины 1990-х и являющихся градообразующими в своих регионах. Один из них был включен в список предприятий, оказывающих существенное влияние на отрасли промышленности и торговли и претендующих на получение господдержки в целях импортозамещения. На грани выживания окажется еще ряд крупных промышленных компаний, участвующих в производстве ММА. Что не менее важно, будет фактически поставлен крест на коммерчески успешной российской новации: присадка ММА была создана группой отечественных ученых, получивших в 2002 году за свое ноу-хау премию Правительства РФ в области науки и техники.

Присадка ММА - редкий пример успешного перенесения военных технологий в гражданскую сферу: изначально она использовалась в ВПК и лишь затем стала применяться в выпуске бензина. Этим объясняется ограниченная распространенность ММА за пределами РФ: наладить выпуск N-метиланилина сумели только страны с развитой ракетно-космической отраслью.

Присадка МТБЭ за рубежом используется шире, но в некоторых странах она запрещена, например, в США, где МТБЭ в выпуске бензина начал применяться в 1979 году. В конце 1990-х были зафиксированы случаи проникновения МТБЭ в грунтовые воды с неблагоприятными последствиями для экологии.

Причина лежала в более высокой растворимости МТБЭ по сравнению с остальными компонентами бензина, что делало его опасным при повреждении подземных резервуаров с топливом. Поэтому с 1999 года власти некоторых штатов стали вводить запрет на применение МТБЭ в производстве бензина, а в 2006 году он был внедрен на федеральном уровне.

К недостаткам МТБЭ относится и низкая температура кипения в составе легких фракций бензина: летом топливо "парит", что приводит к снижению его октанового числа и дискомфорту автовладельцев. Другой минус МТБЭ - высокий процент его ввода: на одинаковый объем бензина требуется в восемь - десять раз больше МТБЭ, чем ММА. Поэтому применение ММА представляется экспертам экономически более целесообразным, пусть и по стоимости МТБЭ в два раза дешевле. Преимущества ММА стимулировали производителей бензина начать наращивать его потребление на рубеже 2010-х. Но изменение структуры производства бензинов, обусловленное ТР ТС, привело к резкому снижению спроса на ММА по итогам 2014 г.

Если ТР ТС все же останется неизменным, ММА уйдет с рынка присадок, что приведет к его монополизации. Для повышения октанового числа бензина производители будут вынуждены использовать только кислородосодержащие добавки. Итогом станет дефицит и рост цен как на октаноповышающие добавки, так и на высокооктановые бензины.

Избежать этого можно, возобновив процедуру внесения поправок в ТР, для чего есть все основания. Результатом окажется здоровая конкуренция на рынке присадок, отчего выиграют производители бензина: у них появится альтернатива в выборе октаноповышающих добавок и возможность безболезненного перехода к выпуску высокооктанового топлива. В плюсе останутся и потребители бензина, для которых будут снижены риски дефицита и резких скачков цен.