Эксперт: Российский рынок DIY остается одним из самых привлекательных

В России наблюдается экономический спад во многих отраслях, но по-прежнему остаются сегменты, которые, несмотря на кризис, продолжают свой рост. Сейчас одним из динамично развивающихся является рынок DIY (Do It Yourself - Сделай сам, товары для дома и ремонта).

В 2014 году сети, продающие товары для дома и ремонта, запустили 300 000 кв. м новых торговых площадей, что является рекордным показателем для последних пяти лет. В целом рост рынка DIY в прошлом году составил 9%, в денежном выражении его объем увеличился до 1,54 трлн руб. В 2015 году крупные DIY-сети продолжают активное развитие. Рынок розничной торговли DIY России остается одним из наиболее привлекательных в мире, а, согласно прогнозу аналитиков, к 2017 году его объем может достичь 33 млрд долл.

Конечно, как и на любом рынке в DIY наблюдаются тенденции, негативно влияющие на развитие отрасли. Так, в первой половине года наблюдается спад в строительном сегменте: на фоне роста курсов валют, снижения доступности ипотеки и падения рынка продаж новостроек уменьшается потребность в ремонте, а следовательно, в покупке строительных материалов. Кроме того, из-за общего удорожания товаров владельцы квартир также приостанавливают их ремонт. И если в новом жилье его приходится делать, то косметические изменения многие вынуждены отложить.

Весной игроки рынка ожидали его прироста, делая ставку на товары группы сад/дача. Но из-за холодной весны эти прогнозы не оправдались: потребители не спешили с покупкой садовой мебели и техники, в результате чего продажи сегмента просели, да и в целом товары сад/дача покупаются сейчас менее активно, чем обычно в это время года.

Рынок DIY России остается одним из наиболее привлекательных в мире. Cогласно прогнозам, к 2017 году его объем может достичь 33 млрд долл.

И все же, несмотря на небольшой спад, который сейчас наблюдается, в целом DIY продолжает свое развитие. Общий тренд сегмента строительных товаров - стремление к комфортному формату продаж стройматериалов и товаров для дома. Рынкам покупатели начинают предпочитать розничные магазины с удобными парковками, широким ассортиментом продукции различных производителей, продуманной ценовой политикой, различными сервисами по доставке выбранных товаров и т.д. Модель бизнеса постепенно переходит в плоскость "покупаю и заказываю доставку", что удобно конечному потребителю.

Таким образом, трендом рынка DIY становится открытие розничных магазинов по всей стране. В центральном регионе и, в частности, в Москве растет популярность сетей, которые также развиваются в Санкт-Петербурге, идут в другие города-миллионники. Это, в свою очередь, дает толчок развитию сетей локального уровня, таких как "Старик Хоттабыч", "Максидом" и прочие.

В большую пятерку федеральных игроков входят OBI, Castorama, Leroy Merlin, "K-Раута", условно сюда можно отнести IKEA. Таким образом, на российском рынке лидируют представители французского, немецкого, финского, английского и скандинавского ретейла. Все эти компании - крупноформатные сети. Первой в 2003 году в Россию пришла компания OBI, какое-то время остававшаяся монополистом. Затем на рынок с уверенной бизнес-стратегией вышла Leroy Merlin.

Формирование ассортимента магазинов товаров для дома и ремонта происходит по двум каналам поставок. Первый из них - иностранные производители. Среди них есть компании, которые самостоятельно реализуют в России свою продукцию. Также есть международные поставщики, с которыми сети заключают прямые контакты и в рамках своей ценовой политики самостоятельно определяют требующийся им ассортимент продукции иностранного производства, закупая ее через прямой импортный контракт. Второй канал - локальные производители - как российские, так и иностранные фирмы, производство которых частично локализовано в РФ.

Как правило, в сетях DIY отсутствуют товары премиум-сегмента: вся линейка подбирается в определенном ценовом диапазоне (low cost и medium). Также во многих компаниях существует политика сдерживания цен. Поэтому, если какие-то товары сильно поднимаются в цене, их заменяют более бюджетными аналогами. Продуктовая матрица может меняться через обновление поставщиков.

Одним из драйверов рынка DIY постепенно становится онлайн-торговля, при этом интернет-магазины становятся дополнительными каналами формирования продаж для федеральных сетей. Можно сказать, что B2C-канал (продажи покупателю напрямую через Интернет) в DIY-сегменте только начинает формироваться.

Одной из особенностей в построении фулфилмент-процесса является большое количество товарных позиций с существенным габаритным и весовым разбросом. И хоть сейчас доля продаж B2C значительно меньше доли B2B, по нашим прогнозам, за этим направлением в DIY будущее, и в ближайшее время оно будет активно расти и развиваться. Для логистического бизнеса работа с DIY-сетями интересна прежде всего масштабными задачами. Сейчас для DIY-сетей высоко востребованы услуги по кросс-докингу и сборным перевозкам.