Госслужащих, неэффективно выполняющих госпрограммы, будут лишать премий - такое решение правительства готовится. Об этом и о том, как государство режет свои расходы в кризис, "РГ" рассказал директор Департамента бюджетного планирования и государственных программ Минэкономразвития России Алексей Митькин.
Алексей Николаевич, сколько из действующих 40 госпрограмм минэкономразвития признает эффективными, а сколько числятся в "троечниках"?
Алексей Митькин: По итогам 2014 года можно сказать, что в целом госпрограммы реализованы относительно успешно. Мы условно выделили пять из них с высокой эффективностью и шесть госпрограмм с эффективностью ниже среднего уровня, их выполнение оценивается удовлетворительно.
Как мотивировать чиновников на эффективное выполнение госпрограмм?
Алексей Митькин: Мотивация, несомненно, уже есть. За недостижение целевых индикаторов и показателей установлен высокий уровень ответственности руководителей федеральных ведомств и организаций, исполняющих программы.
При очередной корректировке программ в этом году будут определены должностные лица, ответственные за реализацию каждой подпрограммы, каждого мероприятия, каждого показателя госпрограммы.
То есть ответственность "распыляется"?
Алексей Митькин: В данном случае говорить о ее "распылении" явно не приходится. Ответственность декомпозируется от верхнего уровня до уровня непосредственных исполнителей.
Кроме того, мы прорабатываем с минфином вопрос перераспределения премиального фонда министерств и ведомств, исходя из фактических результатов госпрограмм.
Если ведомство свой участок госпрограммы провалило, то все служащие премий не получат?
Алексей Митькин: Пока могу только сказать, что мы как раз изучаем возможные подходы к определению методики, критериев по распределению премиального фонда. Правительство свое решение еще не приняло.
Какая часть бюджета была проведена через те шесть госпрограмм, у которых эффективность ниже среднего?
Алексей Митькин: Не более 6,5 процента. Но, повторюсь, это разделение на группы условно. В каждой госпрограмме часть мероприятий влияет на достижение целей программы или опосредованно, или с временным лагом. Это, например, относится к нормативно-правовому регулированию, некоторым закупкам и бюджетным инвестициям. С другой стороны, есть мероприятия, оказывающие положительный эффект на цели сразу нескольких программ, например инвестиции в дорожное строительство или социальную инфраструктуру одновременно вносят вклад в достижение целей региональной программы на соответствующей территории.
Кроме того, если один из показателей не достигается, то это отражается на общей статистике эффективности госпрограммы, хотя этот показатель может характеризовать как состояние целой отрасли, так и менее масштабные явления. А эффективность программы мы рассчитывали по всем ее показателям без их приоритезации. Поэтому однозначно отнести ту или иную госпрограмму в какую-либо категорию для "автоматических" решений достаточно сложно.
Как меняется средняя степень достижения целевых показателей госпрограмм?
Алексей Митькин: В 2014 году она составила 91,4 процента, почти как в 2013 году (91,1 процента). Неблагоприятная внешнеэкономическая ситуация, сложившаяся к концу прошлого года, катастрофического влияния не оказала.
Отклонение фактических параметров от плановых наблюдалось в некоторых сферах промышленности, транспорта, информационных и телекоммуникационных технологий. При этом удалось обеспечить высокие значения показателей в сфере сельского хозяйства, здравоохранения, образования, содействия занятости граждан.
Что изменилось после оптимизации бюджета?
Алексей Митькин: По результатам оптимизации федерального бюджета 2015 года правительством принято решение об актуализации только текущих планов реализации госпрограмм. Это будет сделано в самое ближайшее время. Сами госпрограммы должны будут корректироваться в конце 2015 года в рамках формирования бюджета на 2016-2018 годы. Тогда и можно будет говорить о новых целевых установках и задачах по всем отраслям и сферам экономики на долгосрочную перспективу.
По какому принципу будет происходить эта корректировка? Каковы критерии проектов, которые попадают "под нож"?
Алексей Митькин: В первую очередь это выбор ответственного федерального органа исполнительной власти. В текущем бюджетном цикле с учетом необходимости существенного сокращения расходов наверняка мы увидим разные подходы к оптимизации.
Позиция минэкономразвития всегда заключалась в том, что вопрос "защищенности" целесообразно рассматривать не на уровне госпрограммы в целом, а на уровне отдельных мероприятий, выделяя главное. Ведь госпрограммы, как правило, состоят из совершенно разноплановых мероприятий.
Есть безусловные приоритеты. Это в первую очередь пункты госпрограмм, которые направлены на достижение показателей майских указов президента РФ (от 7 мая 2012 года), выплаты пенсий, стипендий, исполнение других публичных расходных обязательств, уже принятых на себя государством.
Вместе с тем надо исходить из того, что сегодня повышается значимость производительных расходов, напрямую влияющих на создание продуктов и услуг.
Мы будем инвентаризировать все мероприятия госпрограмм. Начнем с оценки результативности и необходимости расходов на содержание органов власти, субсидий юридическим лицам и межбюджетных трансфертов. При этом учтем их эффективность по итогам предшествующих лет - благо, у госпрограмм появилась история реализации за два последних года.
Но еще раз подчеркну, недостижение поставленных планов - это не вопрос "автоматического" секвестра программы, а поле для анализа, и решения здесь могут быть не только бюджетные - причина может заключаться в структуре и содержании программы, полномочиях органов власти, достаточности финансирования, где-то могут приниматься и кадровые решения.
В чем обычно заключается низкое качество госпрограмм?
Алексей Митькин: Если по-крупному, то это, как правило, вопросы постановки целей, отражающих конечный социально значимый эффект, оптимальности набора мероприятий и качества системы управления программой.
Например, не всегда положительная динамика показателей отражает реальное улучшение ситуации в отрасли, некоторые показатели характеризуют просто текущую деятельность органов власти. Кроме того, мероприятия госпрограмм иногда прямо не увязаны с показателями и целевыми индикаторами.
Здесь остается актуальным согласование сроков бюджетоемких мероприятий и структурных реформ. При принятии бюджетных решений должны прорабатываться вопросы правового регулирования. И наоборот, планируя структурные реформы, нужно четко оценивать их финансовые последствия: потребуют ли они новых ресурсов или можно ограничиться перераспределением средств между существующими направлениями.
В этом году мы сосредоточимся на оценке планируемой эффективности программы и анализе рисков ее реализации - теперь это должны быть хорошо проработанные разделы программы, рассматриваемые правительством при ее утверждении.
Бывает, что подводит не качество программ, а их исполнение?
Алексей Митькин: Да, часто сказывается затягивание сроков проведения конкурсов и сроков исполнения госконтрактов поставщиками товаров, работ и услуг, задержка с подготовкой проектной документации. Несвоевременное принятие федеральных законов может приводить к срыву мероприятий по разработке и принятию подзаконных правовых актов, все это тормозит институциональные преобразования. Поэтому мы стали глубже анализировать риски, перешли к формированию трехлетних планов реализации программ на основе проектного управления.
Урезание госпрограмм автоматически ведет к изменению их целевых показателей?
Алексей Митькин: Нет, конечно. Госпрограммы содержат и такие мероприятия, которые напрямую не зависят от финансового обеспечения. Например, по нормативному правовому регулированию, выработке государственной политики. А значения некоторых показателей, как я уже сказал, определяются ранее принятыми обязательствами, поэтому их корректировка недопустима. Конечно, есть мероприятия, сокращение расходов на которые ведет к пропорциональному снижению целевых характеристик.
Я бы сказал, что урезание программ скорее ведет к необходимости пересмотра набора мероприятий и поиску альтернативных путей достижения планов мерами институционального характера. И дополнительно подталкивает к повышению качества планирования и исполнительской дисциплины.
Не теряют ли госпрограммы смысла в условиях кризиса?
Алексей Митькин: При любых обстоятельствах понятный широкому кругу лиц стратегический документ необходим. Государство имеет понятный инструмент планирования, где увязаны финансовые и законодательные, регулятивные планы.
Соответственно, бизнес видит долгосрочные ориентиры государства, а общество может проверить реальные результаты работы органов власти, измеримые в удовлетворении потребностей и улучшении качества жизни, а не только в объемах расходуемых средств, количестве построенных объектов.
Это общемировой опыт, свойственный большинству стран независимо от уровня экономического развития и общественно-политического строя.
Как узнать, что сделано, что должно быть сделано по той или иной госпрограмме? Ведь понять их обычному человеку не под силу.
Алексей Митькин: Для этого мы запустили специальный портал programs.gov.ru. Там в простом и доступном виде размещается вся официальная информация о государственных программах, успешности их реализации.
Портал, с одной стороны, помогает координировать работу ведомств по разработке и реализации госпрограмм, с другой - дает возможность обществу контролировать эти процессы и тем самым повышает дисциплину и эффективность работы госслужащих. Граждане должны видеть цели государственной политики, уровень их достижения и те шаги, которые предприняты для их реализации.
Какой функционал у портала?
Алексей Митькин: Каждый посетитель может в режиме реального времени оценить основные параметры госпрограмм, представленные в графиках. Можно отследить и ход реализации госпрограмм, планы их реализации, они также визуализированы. Тексты самих документов там, конечно, тоже доступны. Причем присутствуют как утвержденные и уже реализуемые программы, так и готовящиеся изменения.
Если можно, конкретный пример.
Алексей Митькин: Открываем любую госпрограмму, выбираем вкладку "Ход реализации" и видим в визуализированной форме плановые и фактические значения показателей за прошлый год в рубрике "Годовой отчет", а в "Ежеквартальном мониторинге" - статус хода исполнения каждого мероприятия с указанием сроков и ответственного должностного лица. В разделе "Сводная аналитика" можно увидеть текущую отчетность по всем госпрограммам.
В 2016 году планируем ввести общественные обсуждения проектов госпрограмм и результатов их реализации. Собственно, с самого начала ставили цель запустить на портале инструменты краудсорсинга, но только теперь посещаемость ресурса выросла настолько, что они могут быть эффективны.
Самим органам власти портал что дает?
Алексей Митькин: В этом году на базе портала, по сути, мы перейдем к электронному документообороту в части всех процессов разработки и реализации госпрограмм. Будет внедрен уже одобренный правительством подход инициативного согласования проектов госпрограмм всеми федеральными органами исполнительной власти. Это такой механизм обратной связи. Проекты программ будут автоматически рассылаться по всем ведомствам и организациям, зарегистрированным в системе, чтобы они при необходимости готовили свои замечания и предложения для разработчиков программ.
В результате, как мы рассчитываем, разработка программ пойдет намного проще и быстрее, и в то же время удастся повысить степень проработанности документов за счет привлечения к их подготовке более широкого круга заинтересованных органов власти и организаций.
В перспективе будет создан функционал по анализу участия субъектов РФ в реализации госпрограмм, по их взаимоувязке с госзакупками.