Издержки бизнеса в России за последние годы оценили в 7,5% ВВП

Текущие экономические условия требуют устранения или оптимизации множественных издержек, возникших в процессе государственного участия в экономике. Издержки бизнеса оцениваются разными исследователями от 1,5 до 7,5% ВВП.

Снижение административного давления на бизнес и экономия государственных расходов на контрольно-надзорную деятельность (КНД), в которой непосредственно заняты до 30% федеральных государственных служащих, поддержит рынки и отрасли.

Понятно, что в рамках существующей системы требуется предъявлять новые требования ко всем участникам процесса: и к бизнесу, и к государству. Требуется признать очевидный факт: институт репутации бизнеса (в отличие от имиджа) отсутствует. И не влияет ни на качество продукции, ни на ее безопасность.

В Европе всегда существовали цеховые нормы. Они сохранились и по сей день. Неприлично работать плохо. Баварский пивовар не нуждается в техническом регламенте - он варит пиво, по вкусу не уступающее тому, который варил дед или прадед. Испанский обувщик продает веревочные сандалии, и его лавка находится там же, где и 200 лет назад, несмотря на многократную смену режимов и форм правления. Парижский багет из мини-пекарни на протяжении многих десятилетий не меняется и всегда к открытию хлебные лавки и кафе полны покупателей. Постоянного клиента там удерживают неизменно высоким качеством продукции и разумной ценой.

И в России до 1917 года купеческие гильдии и поставщики царского двора не нуждались ни в отделе технического контроля, ни в госприемке. Государство в СССР взвалило на себя тотальный контроль. По-иному не могло и не умело. Рудименты советского времени остались. Не исчезли и иллюзии, будто значительную часть контрольно-надзорных функций в современной России можно возложить на отраслевое саморегулирование. С одной стороны, стали известны множественные коррупционные скандалы с СРО. А с другой - обнаружилась зависимость бюрократии от своих же контрольных органов. Контроллинг из вспомогательной функции сделался функцией основной. Полное огосударствление контроля привело к его беспрецедентному возрастанию.

Понимание, что контрольно-надзорные функции не отвечают требованиям сегодняшнего дня, существует. Эффективность и результативность контроля невысоки, а ресурсов затрачивают много. Об этом говорят руководители государства. Малый бизнес придавлен налоговым бременем и многочисленными проверками, противоречивыми требованиями органов, осуществляющих контрольно-надзорные функции. Было бы разумно снять прессинг административных барьеров.

Вопреки необходимости действовать быстро и решительно, целых полгода потребовалось правительству РФ, чтобы от декларации в Ежегодном Послании президента РФ Федеральному Собранию (4 декабря 2014 года) перейти к попытке законодательной фиксации "надзорных каникул" для малого бизнеса (4 июня 2015 года). Между тем выяснилось, что за это время не все разногласия в позициях министерств и ведомств учтены. И что "надзорные каникулы" (внесение изменений в статью 27 Федерального закона 294-ФЗ) начнут действовать с 1 января 2016 года. Некоторые индивидуальные предприниматели и малые предприятия их просто не дождутся.

Как известно, свыше 60 видов контроля выведены из 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Эксперты, бизнес-сообщество, деловые объединения ("Деловая Россия", "ОПОРА России"), уполномоченный по защите прав предпринимателей Борис Титов активно требуют их возвращения. Вместе с тем "надзорные каникулы" правительство РФ предполагает распространить исключительно на виды контроля, которые регулируются базовым Федеральным законом 294-ФЗ. Таким образом, значительная часть малого бизнеса не может претендовать на надзорные каникулы. Если "разумный компромисс", о котором говорил министр экономического развития Алексей Улюкаев, распространяется лишь на незначительную часть малого бизнеса и никак не влияет на его общее самочувствие, то такие действия сводят на нет усилия по экономическому оздоровлению ситуации.

Абсолютно бесперспективным без вмешательства президента РФ кажутся предложения из доклада Уполномоченного по защите прав предпринимателей (26 мая 2015 г.) в той части, где предлагается распространить мораторий на проверки не только на малый, но и средний бизнес.

Ясно, что необходимо провести работу по анализу нормативно-правовых актов, принятых до 1991 года и действующих на территории РФ до сих пор, выработать предложения по внесению изменений и дополнений, в случае необходимости - их отмены и публикации действующих актов в Интернете. Их число приводит НИУ ВШЭ - три тысячи нормативных технических документов!

Нужно уйти от карательных функций в КНД, установив шкалу штрафов, соразмерную с выручкой предприятия. Предупреждение должно стать наименьшим наказанием по всем составам административных правонарушений.

Нельзя позволить, чтобы "заказные проверки" и впредь оставались инструментом конкурентной борьбы и рейдерства. Основанием для проведения внеплановой проверки не может считаться обращение граждан, содержащее заведомо недостоверные данные или сведения.

Нужно разработать предложения по законодательному разграничению порядка проведения внеплановой проверки и административного расследования. Следует внести изменения в административные регламенты, включив в них порядок проведения рейдов, обследований, мониторинга и иных действий, не относящихся к плановым и внеплановым проверкам.

Введение риск ориентированного подхода требует от контролирующих органов влияния на состояние дел в подконтрольных субъектах и отраслях. Правильным было бы собрать предложения по организации консультативного, методического обеспечения и обучения представителей хозяйствующих субъектов. Возможно, следует обсудить перспективу предоставления государственным контролирующим органом платных услуг, направленных на превентивное предупреждение нарушений обязательных требований, установленных нормативно-правовыми актами к деятельности предприятия.

"Надзорные каникулы" возвращают нас к 294-ФЗ, действие которого вскоре будет отменено. Уже сейчас идет активное обсуждение законопроекта о государственном, региональном и муниципальном контроле в РФ, который должен регламентировать всю КНД в стране. Сложный законопроект. Нельзя сказать, что он улучшает положение бизнеса - скорее, наоборот. Уже сейчас следовало бы разработать перечень требований к формированию ведомственных планов по реализации пилотных проектов по введению риск ориентированного подхода и передачи федеральных полномочий регионам на переходный период, разработать оценку их эффективности и систему мониторинга. Иначе мы снова будем опаздывать. Причем отставание от повестки дня будет происходить именно тогда, когда требуются быстрые и решительные действия.