Опрос на сайте администрации Смоленска свою задачу не выполнил: голоса разделились пополам. За то, чтобы привезти, отремонтировать и выпустить на маршрут витебский трамвай выступили 48,62% опрошенных ("за" отдано 1538 голосов); ровно столько же проголосовали за то, чтобы организовать трансляцию мини-экскурсий по городу в современных трамваях (отказавшись от приобретения витебского трамвая). Остальные участники - 2,75% (87 голосов) - не согласились с предложенными вариантами ответа.
Практически сразу после начала опроса в интернете начались разговоры, что его результаты "накручиваются": голоса, отданные за один из вариантов, внезапно исчезали, за другой - увеличивались скачкообразно. Признав нечестность голосования, горадминистрация аннулировала его результаты.
Проект "Ретро-трамвай" возник в 2014 году. В рамках культурного сотрудничества Смоленской и Витебской областей белорусская сторона предложила передать трамвайно-троллейбусному парку Смоленска трамвай РВЗ-6 для создания музейной экспозиции. РВЗ-6 для жителей Смоленска не чужой - именно эта модель эксплуатировалась в городе с 1962 по 1999 год, и его новое появление на улице наверняка растрогало бы многих горожан.
Конкретный вагон, предложенный соседями в дар Смоленску, трудился в Витебске 28 лет и требует капитального ремонта стоимостью около 1,5 миллионов рублей. Приличная сумма необходима для его доставки в Смоленск, а также на оснащение оборудованием для проведения экскурсий. Поначалу предполагалось, что основную часть расходов возьмет на себя белорусская сторона, но со временем решение этих проблем каким-то образом оказалось возложено на получателя подарка.
В преддверии сентябрьских муниципальных выборов власти Смоленска проявили осторожность. Не будучи уверенными в отношении горожан к витебскому подарку, они организовали на официальном сайте мэрии опрос: стоит ли принимать старый трамвай или обойтись своими силами, организовав экскурсии по городу в современных трамваях.
С финансовой точки зрения второй вариант, конечно, выглядел предпочтительней, поскольку не требовал никаких расходов из городской казны. В феврале 2014 года эта идея уже была в Смоленске реализована: по выходным дням, наряду с объявлением остановок, пассажирам трамваев рассказывали о достопримечательностях за окном. Длилось это, впрочем, недолго, и шумно начатый проект незаметно приказал долго жить. Теперь его собираются реанимировать: сегодня администрация Смоленска пообещала, что трамвайно-троллейбусное предприятие в ближайшее время запустит тематические мини-экскурсии на одном из маршрутов городского трамвая. Если появятся спонсоры, способные оплатить доставку трамвая РВЗ-6 из Витебска, раритет установят в трамвайном парке как музейный экспонат.