Когда петербуржцы смогут без пробок ездить в Финляндию

В Ленобласти расширяют трассу "Скандинавия", по которой основной поток машин движется в Финляндию. Однако въезд в Петербург до последнего времени в документах на реконструкцию не значился, и получалось, что дорога возле мегаполиса будет сужаться до двух полос, что неизбежно вызовет заторы. После долгих споров въезд со стороны "Скандинавии" все же попал под расширение.

Трасса "Скандинавия" не без основания считается одной из самых опасных в СЗФО. На дороге всего две полосы, которые разделяет только разметка. Поэтому каждый обгон - это лотерея. Шанс выиграть минимален, поскольку дорога петляет. В свое время она проектировалась как военная. Сейчас ежедневно по "Скандинавии" проезжает свыше 30 тысяч машин. По трассе едут все: местные автолюбители, владельцы дач под Выборгом, туристы, желающие попасть в Финляндию, экскурсионные автобусы и частные "газели", грузовой транспорт.

О том, что дорогу надо бы расширить, говорилось еще три года назад, даже составлялся проект. Однако работы на трассе начались лишь зимой 2015-го. Предполагается, что через четыре года участок от Сестрорецка до Выборга станет шестиполосным. Автомобильные потоки будут разделены. Также на железнодорожных переездах и перекрестках с другими трассами появятся разноуровневые развязки. Участок от Выборга до Брусничного сделают четырехполосным, так как значительная доля автолюбителей сворачивает на другой погранпункт - в Светогорске.

Сейчас работы ведутся на участке от Сестрорецка до Огоньков. Цена вопроса - 14 миллиардов рублей. Общая же стоимость расширения дороги пока не определена, поскольку работы будут вестись поэтапно, и на каждый участок потребуется свой проект.

По самым оптимистичным подсчетам трасса будет полностью расширена к 2019 году

Как утверждают в "Севзапуправтодоре" - организации, которая ведет реконструкцию, о проблемном участке от Сестрорецка до Западного скоростного диаметра было известно еще в 2012 году. И хотя автолюбители давно считают его логичным продолжением "Скандинавии", этот кусочек дороги к трассе официально не относится. Ему и название-то дали только в августе 2014 года, окрестили Скандинавским шоссе. Однако, есть у дороги имя или нет, пробки все равно возникают и сейчас. Соответственно, расширение "Скандинавии" без реконструкции въездного шоссе автоматически создало бы эффект "бутылочного горлышка".

Возникал еще один нюанс. "Скандинавию" расширяют за счет федеральных средств. А шоссе находится на балансе города. Денег на то, чтобы спешно начать проектирование, в бюджете Петербурга, естественно, не заложено, не говоря уже о том, чтобы осуществить масштабную стройку. В итоге Координационный совет по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленобласти вынес компромиссное решение: узкий участок передается в федеральную собственность, и дорога расширяется в рамках проекта по реконструкции "Скандинавии". По самым оптимистичным подсчетам трасса будет полностью расширена к 2019 году, хотя в самом "Севзапуправтодоре" стараются о сроках не говорить.

Источник сложившейся ситуации нужно искать в недоработанных нормативах градостроительного проектирования, говорят эксперты. Правила, как должны соединяться федеральные трассы с городскими дорогами, нигде не прописаны. А потому никакого нарушения в том, что трасса в один момент с шести полос сужалась до двух, не было. Чиновники обещают в скором времени доработать документ. А пока новые улицы могут строиться и расширяться без учета интересов петербуржцев.

Мнение

Александр Карпов, глава центра экспертиз "Эком":

- Правила примыкания одних дорог к другим - это лишь малая часть нормативов градостроительного проектирования. И то, что они до сих пор не приняты, является большой проблемой для Петербурга. В первую очередь эти правила способны защитить людей от чрезмерно экономных застройщиков. У нас ведь этих "бутылочных горлышек" не счесть, особенно в новых кварталах на юго-западе города. Почему нормативы до сих пор не прописаны, хотя они так нужны? Вопрос, на самом деле, в согласовании понятий и терминов. Составители из числа инженеров ориентируются на СНиПы советского образца, а юристы берут за основу Градостроительный кодекс, где совсем другие понятия.