30.06.2015 22:33
    Поделиться

    Правительство обнулило налог на прибыль для оказывающих соцуслуги фирм

    Частные компании будут оказывать бесплатные социальные услуги одиноким старикам, семьям с детьми и больным
    В России подешевеют социальные услуги, их будут оказывать большее число компаний. И у людей появится выбор, кому доверить свои проблемы. Эта конкуренция должна повысить качество соцуслуг, которые включают в себя большой спектр - от приготовления диетической пищи одиноким старикам до обучения инвалидов, устройства на работу и юридической помощи.

    Сегодня кабинет министров обнулил налог на прибыль для предприятий, которые оказывают соцуслуги. А Госдума после двухлетней паузы вернулась к рассмотрению во втором чтении законопроекта о государственно-частном партнерстве, который помимо прочего касается также развития соцслуг. Об этом наш разговор с заместителем председателя Совета Федерации Галиной Кареловой.

    Галина Николаевна, как все эти решения в итоге изменят ситуацию и помогут нуждающимся?

    Галина Карелова: Приведу вам цифры, точнее - два факта. Недавно мы провели полный мониторинг состояния психоневрологических стационаров для пожилых людей. В стране их около 1400. Из них 303 требуют реконструкции. Это больше четверти! При этом в финансовой поддержке нуждаются 52 региона.

    Факт второй касается инфраструктуры здравоохранения - износ основных фондов варьируется в пределах 40-45 процентов. Минэкономразвития подсчитало: чтобы этот износ устранить, нужно ни много ни мало 0,8-1 триллион рублей.

    Даже если не затрагивать другие секторы социальной сферы - инфраструктуру образования, например, - понятно, что средства нужны колоссальные.

    И к проблеме модернизации социальной сферы нужно подходить по-новому, не делая ставку только на бюджетные ресурсы. Необходимо привлекать инвесторов, создавать условия для их прихода. Социальная сфера - далеко не самая рентабельная область для бизнеса. Но тем не менее инвесторы находятся. Они строят дома-интернаты для пожилых людей, открывают больницы, детские сады.

    Но ведь услуги частников не бесплатны. И далеко не всем, особенно пожилым людям, они по карману...

    Галина Карелова: Сегодня вовсе не все, пользуясь услугами частных учреждений, за них платят. Новый закон о социальном обслуживании сделал это возможным.

    Москва, Московская область, например, значительно сократили очередь в психоневрологические дома-интернаты благодаря тому, что провели конкурс и выкупили, не входя в дополнительные инвестиционные расходы, у "частников" места для своих очередников. Так же поступили в Бурятии, где есть свои частные дома-интернаты. То есть в данном случае для пожилого человека, для которого был сделан заказ, ничего не изменилось. Он получил услугу на тех же принципах и условиях, если бы ее оказало государственное учреждение. Вот это важно в частно-государственном партнерстве - имеет человек право на услуги, он должен его реализовать вне зависимости от того, государственный или негосударственный сектор это обеспечивает. Если такие правила будут соблюдены, мы смелее будем привлекать бизнес. Ни бизнес, ни граждане не будут друг друга бояться.

    Помимо домов-интернатов, в чем еще государство может рассчитывать на бизнес?

    Галина Карелова: Важно начать активно развивать сферу услуг в целом. Многих социальных услуг, в которых люди остро нуждаются, нет на рынке.

    Простой пример. Есть семьи, имеющие ребенка или пожилых родителей, которым нужен особый уход. Они по сей день пользуются "сарафанным радио", чтобы найти себе помощника, платят, если могут, от безвыходности большие деньги. Но ведь позволить себе это могут не все, да и кто может гарантировать качество этих услуг.

    Во всем мире бизнес в социальной сфере низкорентабельный. Надо какими-то пряниками заманивать его на эту поляну.

    Галина Карелова: Многое уже принято. Есть определенные льготы для негосударственных организаций, оказывающих социальные услуги. Есть поддержка малым предприятиям, они могут получать субсидию до полутора миллионов.

    Есть возможность для бизнеса на конкурсной основе получить бюджетную субсидию. Есть возможности в ряде регионов для потребителей услуг получить потребительскую субсидию - в форме ваучера или сертификата, а сам потребитель определяет, где он будет получать услугу. Все это тоже подталкивает развитие негосударственного сектора.

    Но все равно предприниматель пока робко идет в эту сферу. Она бизнесом не освоена. И самое главное - нет достаточного законодательства ни о социальном предпринимательстве, ни о государственно-частном партнерстве, которые позволяли бы бизнесу чувствовать себя более надежно, понимать, что это надолго, это государственная политика и это отрегулировано федеральным законодательством.

    Но ведь есть региональное законодательство. 68 регионов приняли свои законы о ГЧП. Есть федеральный закон об основах соцобслуживания.

    Галина Карелова: Этого недостаточно. Потому что формы ГЧП, которые прописаны, ограничены. Мы собрали опыт всех регионов по ГЧП. В основном, это - скромные налоговые льготы, незначительные государственные гарантии, кое-где субсидирование части процентной ставки по кредитам.

    Лишь в прошлом году благодаря поправкам в законодательство механизм концессии распространили на сферу социального обслуживания. Кстати, сразу пошел всплеск использования этой формы. Остальные формы практически не прописаны.

    Очень слабо обозначены права и ответственность сторон в государственно-частном партнерстве. Необходим и механизм компенсации убытков в случае, если какие-то проблемы случились не по вине инвестора, а по вине субъекта РФ. Симметрично должна быть прописана ответственность частного инвестора.

    Например, бизнес в Вологодской области приобрел парк машин для системы "скорой помощи". А вдруг кто-то из участников выбывает? Что будет с техникой? Ее можно перепрофилировать? Все это требует очень четкого регулирования. Федеральный закон нужен! На Омском форуме социальных инноваций, который прошел в начале июня, такую позицию поддержали все участники - представители и власти, и бизнеса, и профессионального сообщества.

    Наверное, должен быть примерный договор.

    Галина Карелова: Возможно. Будет федеральный закон о ГЧП, тогда, я полагаю, правительство, минэкономразвития разработают необходимые нормативные акты, в том числе - примерный договор или проект соглашения.

    Что же касается "пряников", то мне кажется, что времена большой прибыли прошли. Бизнес приходит в сектора с невысокой, но надежной рентабельностью. А на соцуслуги спрос будет всегда. Весь мир идет по этому пути. Уже сегодня в целом ряде развитых стран половина, а то и больше занятых трудятся в сфере услуг. Эта форма занятости придет к нам в любом случае.

    Кстати, в муниципальных образованиях может хорошо работать государственно-частное партнерство. Например, при организации частного детского сада, когда сами мамочки объединяются. И тут уже речь - не о рентабельности, а о том, что люди таким образом решают какие-то свои проблемы.

    Кто заплатит?

    В одном из своих выступлений вы сообщили, что в Пермском крае благодаря ГЧП в 6 раз увеличился объем социальных услуг. Как это удалось?

    Галина Карелова: Это другая модель. Там, например, полностью реформирована система обслуживания пожилых людей на дому, на которую прежде шли одни жалобы.

    Сейчас 100 процентов - это 12,5 тысячи человек - обслуживает негосударственный сектор. Качество выше, а жалоб нет. Оплата услуг - только по факту. Кроме того, услуги по реабилитации инвалидов предоставляются по сертификату. Люди выбирают среди 20(!) служб. За 2014 год реализовано более 8 тысяч сертификатов, охват услугами вырос в пять раз.

    Такая же система по реабилитации наркозависимых. Благодаря ГЧП в Пермском крае сейчас обслуживают на 75 процентов больше людей, нуждающихся в социальном обслуживании. Это - без увеличения объема финансирования. Перераспределив кадры, там еще смогли поднять зарплату соцработникам. И более двух тысяч рабочих мест создать в негосударственном секторе.

    Мне многие говорят, вы - такой социальщик со стажем и бьетесь за платные услуги. Я не за это бьюсь. Я хочу, чтобы услуг для граждан было достаточно. Поэтому я поднимаю эту тему. Я объективно понимаю, что без бизнеса нам эту проблему не решить. Равно как и задачу развития сферы социальных услуг.

    А может ли такое случиться, что лет через 20 частный сектор в социальной сфере выдавит государственные, муниципальные учреждения. И хорошо ли это?

    Галина Карелова: Я думаю, что за 20 лет точно этого не произойдет. Невысокая рентабельность не привлечет сюда большое количество инвестиций.

    И не надо забывать, что наша Конституция дает гарантии тем, кто нуждается в соцзащите. Поэтому, если даже придет сюда частный инвестор, бесплатные услуги для нуждающихся все равно останутся. У нас сейчас о другом должна голова болеть - чтобы не сократить социальные обязательства!

    А кто будет социальные услуги предоставлять, бизнес ли, бюджетные ли организации - это второй вопрос.

    Поделиться