Наибольшая конкуренция сейчас ощущается в торговле, сфере услуг, строительстве, пищевой промышленности, более слабая - в сельском хозяйстве, металлургии, производстве машин и оборудования (в том числе электрического и оптического).
Основные причины снижения числа конкурентов бизнес видит в антиконкурентных действиях органов власти, а также в изменении нормативно-правовой базы.
Наиболее серьезным препятствием для развития представители бизнеса называют недостаточный доступ к финансовым ресурсам. Об этом сказали более половины респондентов. Кстати, в аналогичных ежегодных исследованиях Грант Торнтон проблема доступа к финансовым ресурсам на протяжении уже многих лет занимает первые позиции в рейтинге барьеров.
Снижение числа конкурентов в пищевой промышленности все респонденты объяснили уходом с рынка иностранных участников. Эту же причину главной на своих рынках назвали треть представителей металлургии, две трети - машиностроения.
В этом году меньше предпринимателей заявили о намерении расширить бизнес. Наиболее активны в этом представители металлургии, 90% которых планируют выход на новые рынки. Представители сферы услуг стали проявлять меньшую заинтересованность в дальнейшем расширении бизнеса: доля тех, кто не намерен расширять свой бизнес, выросла с 19% в 2014 году до 30% в 2015 году.
Сельхозпроизводители почувствовали большую уверенность в сбыте продукции: 42% уверены, что при росте цены на их продукцию на 10-15% им в любом случае удастся ее реализовать.
Несмотря на то, что интенсивность конкуренции сокращается, 95% бизнеса использовали как минимум один способ повышения конкурентоспособности своей продукции в течение последних трех лет.7% опрошенных только сокращали затраты. Доля бизнеса, который не предпринимал никаких действий, существенно снизилась - с 14% в 2014 году до 5% в 2015 году. Вместе с тем именно сельскохозяйственный сектор проявляет наименьшую активность по всем способам повышения конкурентоспособности их продукции: 26% вообще ничего не предпринимали, говорится в аналитическом докладе.