07.07.2015 00:45
    Поделиться

    Эксперт рассказал о преимуществах крымской экономической зоны

    Курс на ускоренное развитие Крыма был анонсирован сразу после включения Республики Крым в состав России. Для реализации этой программы принят целый пакет нормативных документов, предусматривающих специальные возможности для ведения бизнеса, по которым уже сейчас можно судить об имеющихся перспективах. К потенциальным преимуществам региона в частности относятся: дополнительные льготы для плательщиков региональных и местных налогов; снижение ставок по специальным налоговым режимам; создание на полуострове новой игорной зоны.

    Ключевым стимулом для привлечения потенциальных инвесторов стало появление в Крыму свободной экономической зоны (СЭЗ) - новой категории специальных территорий, которые наряду с ОЭЗ и ТОР обладают особым правовым статусом и предоставляют льготные экономические условия для своих хозяйствующих субъектов.

    СЭЗ была создана на срок 25 лет Федеральным законом от 29.11.2014 г. N 377-ФЗ. Для участников СЭЗ предусмотрены исключительные по российским меркам возможности, среди которых: льготные условия налогообложения; специальные условия осуществления градостроительной деятельности и землепользования (действуют с 01.01.2017 года); предоставление субсидий на возмещение участникам СЭЗ отдельных видов затрат (в том числе на уплату таможенных пошлин, налогов и сборов).

    Анонсировано существенное снижение ставки по налогу на прибыль организаций: вместо привычных 20% участники СЭЗ смогут применять ставку 2% в течение первых трех лет, 6% в последующие 5 лет деятельности с дальнейшим увеличением ставки налога до максимально возможной величины 15,5%. Также предусмотрена возможность уменьшения налоговой базы посредством начисления амортизации с использованием повышающего коэффициента, что позволит ускорить обновление основных производственных фондов (пп. 3 п. 1 ст. 259.3 НК РФ).

    В отношении имущества и земельных участков, расположенных на территории Крыма и принадлежащих участникам СЭЗ, предусмотрена полная отмена налогообложения на протяжении 3 лет для земельного налога (п. 12 ст. 395 НК РФ) и 10 лет для налога на имущество организаций (п. 26 ст. 381 НК РФ). Срок применения льгот исчисляется с даты возникновения права собственности (постановки на учет) на каждый объект. Необходимым условием для использования данных льгот является использование этих объектов в инвестиционной деятельности на территории СЭЗ.

    В новой редакции Федерального закона от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ о страховых взносах в ПФР, ФСС и ФОМС для участников СЭЗ были предусмотрены пониженные тарифы страховых взносов: ПФР - 6,0%, ФСС - 1,5%, ФОМС - 0,1%. Итого нагрузка на фонд оплаты труда составит только 7,6% вместо привычных 30%. Однако право на льготу по уплате страховых взносов смогут реализовать только те участники СЭЗ, которые успеют получить свой статус до 01.01.2018 г. (п. 4 ст. 58.4 Федерального закона N 212-ФЗ). Льгота действует в течение 10 лет после получения плательщиком статуса участника СЭЗ.

    Для участников СЭЗ также предусмотрена возможность снизить ставку НДС до 0% в части налогообложения операций с товарами, помещенными под таможенный режим свободной таможенной зоны по контрактам с участниками СЭЗ Крыма (пп. 5 п. 1 ст. 165 НК РФ).

    Учитывая сказанное, в условиях возросшей в 2015 г. экономической нагрузки возможности, предоставляемые участникам СЭЗ, несомненно, привлекут внимание российских предпринимателей к региону. Дополнительным плюсом является то, что законодатель не стал искусственно сдерживать поток лиц, желающих стать участниками СЭЗ. На данном этапе утверждены доступные большинству предпринимателей требования и упрощенная процедура регистрации. Виды разрешенной деятельности фактически ограничены только прямым запретом на участие в СЭЗ предприятий, осуществляющих деятельность в сфере разведки, разработки и добычи полезных ископаемых (п. 2 ст. 12 Федерального закона N 377-ФЗ). Никаких иных нормативно-правовых актов, конкретизирующих виды деятельности, которой не могут заниматься участники СЭЗ, на текущий момент не принято. Также законодатель не ограничивает участие в СЭЗ индивидуальных предпринимателей.

    Установленные требования к участникам СЭЗ минимальны и предполагают одновременное выполнение следующих условий: наличие государственной регистрации и состояние на налоговом учете в налоговом органе на территории Крыма; наличие (разработка) инвестиционной декларации, разработанной в соответствии с требованиями законодательства; реализация инвестиционного проекта на территории Крыма; сумма капитальных вложений, осуществляемых в первые 3 года с даты заключения договора об условиях деятельности в СЭЗ, должна составлять не менее 3 млн руб. для субъектов малого и среднего предпринимательства и 30 млн руб. для иных лиц.

    Единственным существенным препятствием может стать включение по инициативе госорганов в договор на участие в СЭЗ дополнительных условий, выполнение которых потенциальным участником изначально не планировалось. Данный аспект относится преимущественно к крупным инвесторам, планирующим вложить более 100 млн руб., поскольку право госорганов на включение дополнительных условий для данной категории проектов прямо прописано в Федеральном законе N 377-ФЗ.

    Подводя итоги, стоит отметить, что, несмотря на налоговые льготы, крымская СЭЗ не является офшорной зоной в обычном понимании, хотя и стала так часто именоваться в прессе. Основная цель участия в СЭЗ заключается в достижении положительного социально-экономического эффекта для региона посредством осуществления капитальных инвестиций. Это беспрецедентные, но исключительно адресные льготы. Доходы от иной деятельности, не связанной с заявленной целью, подлежат налогообложению в общем порядке. Контроль за соблюдением данных требований будет обеспечиваться проведением регулярных обязательных проверок деятельности участников СЭЗ на предмет подтверждения ее соответствия одобренной инвестиционной декларации.

    Поделиться