На выполнение проектно-изыскательских работ претендовали пять организаций: две хабаровских, две петербургских и одна московская. Всех обошел местный "Дальгипроводхоз", хотя ближайший конкурент - столичный "Гипроречтранс" - предложил меньшую цену. Но дело решили деловая репутация и опыт дальневосточного института: именно его специалисты после катастрофического наводнения 2013 года проектировали гидрозащиту Южного округа Хабаровска и села Бельго в Комсомольском районе, практически смытого "большой водой".
Цена государственного контракта - около 58 миллионов рублей. Проектные работы пройдут в несколько этапов и завершатся в 2016 году.
Протяженность набережной в Центральном районе города - 2,5 километра. Часть ее - тот отрезок, который назван в честь Невельского, - только восстановят, никакого капитального строительства там не планируется. Зато кардинально преобразится остальная береговая линия.
- Здесь предполагаются восстановление и реконструкция капитальных сооружений, пострадавших во время наводнения, - стадиона, бассейна, легкоатлетического манежа, а также возведение новых зданий, например, выставочного и гостиничного комплексов. Но и краевое, и федеральное законодательство запрещает строительство без устройства инженерной защиты территории, - сообщил заместитель министра строительства Хабаровского края - главный архитектор края Александр Селеменев. - Варианты с временными загородками (как это было в 2013 году) либо вертикальными стенами неприемлемы.
Предложено выстроить дамбу с плавным подъемом в сторону реки. Сооружение выйдет в акваторию примерно на 14 метров и поднимется над уровнем прибрежного парка на 2,5 метра - до так называемой отметки незатопления. На этой пологой террасе устроят дорожки для пешеходов, велосипедистов и роллеров, пандусы и смотровые площадки. Последние - обязательно, ведь по окончании строительства с привычных мест набережной Амур больше не увидишь.
Изящный выход нашли власти с финансированием предстоящих работ.
- Есть возможность получить часть средств по программе развития круизного и яхтенного туризма, тем более что территория хабаровского яхт-клуба - составляющий элемент набережной. Привлечь финансы из других бюджетных источников сложно, ведь для этого инженерное сооружение должно защищать население, а жителей в парковой зоне у амурского берега, как известно, нет, - объяснил Александр Селеменев.
Тем временем полным ходом возводится гидрозащита в еще одном районе Хабаровска - Южном, который серьезно пострадал при паводке-2013. Масштабное сооружение протянется на 5,5 километра. К концу нынешнего года должны построить практически половину - порядка 2,5 километра.
- По проекту закончить дамбу планировалось в 2018-м, но сегодня мы видим, что строители справятся к концу 2016 - началу 2017 года, - заявил губернатор Хабаровского края Вячеслав Шпорт. - Для нас этот объект - главный в Хабаровске, и за работами ведется постоянный контроль. Но уже сейчас надо думать над тем, как дальше использовать это крупное сооружение. Есть несколько вариантов. В частности, предполагается обустройство набережной и зоны отдыха.
А как у соседей
Специалисты Института водных и экологических проблем (ИВЭП) Сибирского отделения РАН провели трехлетние исследования водного режима реки Лены в Якутии в зоне протяженностью более 3,5 тысячи километров, которая включает около 160 населенных пунктов. В результате разработаны расчетные варианты защиты поселений, учитывающие экономические факторы, плотность населения и другие условия. Наиболее приемлемым способом прикрытия от разрушительных паводков признаны берегозащитные укрепления и дамбы. "Работы по углублению дна и выпрямлению русла реки Лены затратны и малоэффективны. По нашему мнению, наиболее целесообразным является берегоукрепление и строительство защитных дамб около населенных пунктов", - заявил руководитель лаборатории ИВЭП СО РАН Александр Зиновьев. Один из аргументов в пользу такого решения - ситуация в Ленске, где после разрушительных паводков 1998-2001 годов была построена дамба, надежно прикрывающая город от природной стихии.