09.07.2015 00:40
    Поделиться

    Каким специалистам не грозят увольнения

    Российские вузы до 24 июля будут принимать у абитуриентов документы, необходимые для поступления. Не так уж и много времени осталось, чтобы сделать выбор, на кого пойти учиться.

    Какие профессии будут востребованы в ближайшие 20 лет, рассказывает проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов. Он также дал прогноз, кого ждут увольнения уже этой осенью.

    Александр Львович, если бы ваши дети поступали в этом году в вуз, какую профессию вы бы им посоветовали избрать, чтобы впоследствии они были востребованы на рынке труда?

    Александр Сафонов: Как экономист я хотел бы, чтобы дети продолжили мою историю. Но какое бы профессиональное направление ни выбрали, они должны быть в первую очередь хорошими специалистами. Что касается тенденций, давайте посмотрим на исследования, которые проводили в Германии, и какие профессии там признали наиболее перспективными на ближайшие 20 лет. Эти тенденции будут характерны и для российского рынка труда.

    В первую очередь это психологи. Люди все больше в них нуждаются, что связано с социальными, семейными проблемами, отношениями внутри трудового коллектива. Второе по популярности направление - промышленный дизайн. Третье - специалисты в области информационных технологий.

    А какая перспектива у сегодняшних работников? Говорят, что осенью нас ждет новая волна увольнений.

    Александр Сафонов: Сегодня уровень официальной безработицы невысокий - миллион человек. Но, по данным мониторинговой группы, которая работает при Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, многие компании заявляют о планируемом сокращении работников. Это связано с несколькими обстоятельствами. Если взять бюджетный сектор, здесь идет оптимизация численности работников в целях повышения зарплаты. Плюс фактор снижения спроса на платные услуги в бюджетном секторе. И мы можем предположить, что в сентябре увидим дополнительное сокращение бюджетников.

    Немцы считают: наилучшее будущее у трех специальностей: психология, промышленный дизайн, информтехнологии

    В промышленном секторе ситуация не очень благоприятная: многие работодатели и работники договариваются о неоплачиваемых отпусках, в них "отдыхают" 2 млн человек. "Каникулы" закончатся, и если экономическая ситуация не изменится, люди переместятся в сектор неформальной занятости или встанут на учет в службы занятости. Так что, скорее всего, в сентябре безработица увеличится.

    В каких еще сферах ждать сокращения кадров?

    Александр Сафонов: Они продолжатся в секторе услуг - от общественного питания, ремонта машин и квартир, торговли до банковской сферы и инвестуслуг. В зоне риска также индивидуальные предприниматели, "офисный планктон". Начались структурные изменения в индустриальном секторе, автомобилестроении, станкостроении - там снижается число занятых.

    А почему падает занятость в сфере обслуживания населения? Что, машины реже ломаются?

    Александр Сафонов: Специфика текущего кризиса заключается в сокращении потребительского спроса. В апреле Росстат впервые показал сокращение не только номинальной, но и реальной зарплаты в среднем на 400 рублей. Это означает, что домохозяйство начинает "вычеркивать" расходы, без которых может временно обойтись. Сломанная машина - это неприятно, но и не смертельно для семьи. На первый план выходят продукты и обязательные платежи, которые необходимо осуществлять при любых раскладах: за ЖКХ, налоги и погашение кредитов. Походы в рестораны, ремонты, приобретение бытовой техники откладывают.

    Согласно статистике у нас с каждым годом уменьшается число людей, занятых в экономике. Почему?

    Александр Сафонов: Ежегодно с крупных предприятий уходит в среднем по 100 тысяч человек. Во-первых, Россия участвует в глобальном разделении труда, крупные предприятия вынуждены подчиняться законам рынка. Невозможно продать свою продукцию ни внутри страны, ни за рубежом, если цена неадекватна ожиданиям потребителя. А наша экономика еще со времен Советского Союза была трудозатратной. Совхоз, в котором трудились 150 человек, выпускал такой же объем продукции, как 4 фермера в США. У них все процессы еще тогда были автоматизированы. И эта застарелая проблема дает о себе знать. Производительность труда у нас в несколько раз ниже, чем в развитых странах, и ее надо подтягивать. А это можно делать только за счет автоматизации процессов и сокращения численности работников.

    Во-вторых, мы закрываем неэффективные сектора экономики, которые потеряли конкурентоспособность, и люди оттуда уходят, как, например, из швейной промышленности. В угольной отрасли в начале 1990-х было занято 800 тысяч человек, а сегодня - 80 тысяч. Сейчас предпочитают разрабатывать уголь открытым способом - и происходит структурное сокращение определенных категорий работников. Автоматизировать, например, добычу угля открытым способом намного проще, чем это делать глубоко под землей.

    Есть примеры, когда человек вообще исключается из технологического процесса. Например, в Австралии крупнотоннажные грузовики управляются не водителем, а оператором. Это наше будущее.

    А надо ли все-таки повышать пенсионный возраст?

    Александр Сафонов: Такое предложение возникло в связи с проблемой текущего обеспечения баланса Пенсионного фонда. Не хватает 1,5 трлн рублей. Но повышение пенсионного возраста, на мой взгляд, преждевременно. Главная проблема - низкие зарплаты, отчисления с них не формируют устойчивую базу для выплаты пенсии на уровне прожиточного минимума пенсионеров. В Европе "пенсионный" тариф - 45-48% от фонда оплаты труда. У нас - 16%. Нужно решить эту проблему. Плюс у нас лицам предпенсионного возраста сложно устроиться на работу, и мы пока не готовы обеспечить их занятость.

    Вот такой парадокс. Средняя номинальная зарплата за семь лет удвоилась до 33,2 тысячи, а долги за ЖКХ за это время выросли втрое. Почему?

    Александр Сафонов: На самом деле темпы роста расходов на услуги ЖКХ в России в полтора раза опережают рост номинальной зарплаты. С 2000 по 2015 год номинальная зарплата выросла в 11 раз, коммуналка увеличились в 17 раз. Учитывая, что и цены в магазинах растут, возникает конкуренция между расходами, которые должен осуществлять человек. В 2000 году в структуре расходов населения расходы на ЖКХ составляли 2,9%. Сейчас - 4,5%, и то в семьях с хорошим уровнем дохода. В бедных этот показатель гораздо выше, бывает и 10%, и 40%, отсюда и долги. Есть и еще один важный фактор - чрезмерная закредитованность населения. Если человек взял ипотеку и в какой-то момент у него снизился доход и нужно выбирать, за что платить, он выберет ипотеку из страха потерять жилье. Долги по ней в 2014 году выросли до 3,4 трлн рублей.

    Поделиться