Обозреватель "РГ" виделась в этом году с Леонидом Аркадьевичем на двух крупнейших российских кинофестивалях - "Дух огня" и "Кинотавр" - на обоих он вместе с режиссером Александром Стриженовым представлял фильм, снятый по написанной им книге.
Леонид Аркадьевич, я видела реакцию зрителей на фильм - его приняли хорошо. Но вас я узнала только к концу фильма. Так было задумано?
Леонид Якубович: Да (смеется), на мое несчастье, нам обоим - мне и режиссеру Александру Стриженову - понравился такой грим и такой дед. Вообще, играть должен был не я. Мы решили, что это будет непрофессиональный актер, что мы найдем типаж. Но не нашли и от безысходности решили, что играть буду я.
Александр Стриженов: На самом деле, должен признаться, что я имитировал этот поиск, потому что с самого начала хотел, чтобы волшебного дедушку сыграл Леонид Аркадьевич. Я понимал, на что обрекаю своего старшего заслуженного товарища, на какие адовы муки. Потому что Леонид Аркадьевич приезжал на съемочную площадку на три часа раньше всей группы ради пластического грима. А когда его удавалось отпустить еще до конца смены, он, разгримировавшись, заходил попрощаться. И все шарахались и говорили: "А Якубович что здесь делает?", его не идентифицировали как дедушку.
То есть я не одна такая?
Александр Стриженов: Многие знали, что дедушка - это Якубович, но срабатывал эффект неожиданности. Мне-то почему хотелось, чтобы Леонид Аркадьевич сыграл эту роль? Я был уверен, что он это сделает блистательно, потому что всю многолетнюю телевизионную карьеру Якубович и был тем самым волшебником, который каждую пятницу приходил к россиянам в дома и дарил подарки. И это сродни тому волшебному дедушке, которого он же придумал и о котором написал книгу. Другое дело, что яркий телевизионный образ, с которым сроднились зрители, очень тяжело переиграть. Каким бы прекрасным артистом ни был Леонид Аркадьевич, все его будут какое-то время воспринимать как известного ведущего - все телезвезды заложники своего образа.
Но у вас в фильме получилось продолжение образа.
Александр Стриженов: Я предложил сыграть в эту игру - видоизмениться так, чтобы остался актерский талант и мастерство. И результатом я очень доволен.
А вы, Леонид Аркадьевич?
Леонид Якубович: А я-то что? Я недоволен тем, что почиркали всю мою повесть. Это вивисекция!
Александр Стриженов: Сложно снимать, когда автор находится внутри процесса. Обычно он написал, сдал и ушел. И можно на площадку не пускать. Потом приходит на премьеру, плачет и говорит, что повесть была лучше. А тут автор видел, как иногда я позволял себе что-то изменить.
Леонид Якубович: Но, во-первых, это огромный опыт, потому что у меня это первая большая работа в кино и в продюсерском плане, и как сценариста, и в актерском - это моя первая большая главная роль. Вообще, этот год для меня юбилейный: 31 июля мне исполнится 70 лет; 1 августа - 20 лет с тех пор, как я впервые самостоятельно поднялся в воздух на самолете; 29 октября - 25 лет программе "Поле чудес". Плюс фильм - "Дедушка моей мечты".
Вам не хотелось, чтобы была роль со словами?
Леонид Якубович: Я вовремя сообразил, что учить тридцать страниц текста - это глупости, поэтому и сделал деда беззубым. Что он говорит - неизвестно, потому что он шамкает. Я был единственным на площадке, кому не надо было учить текст. А все остальные зубрили, забывали слова.
Александр Стриженов: На фестивале "Улыбнись, Россия!" Леонид Аркадьевич получил приз за лучшую актерскую работу с формулировкой "Самая красноречивая роль без слов". Это дорогого стоит.
Откуда взялась манная каша, которую ест дед?
Леонид Якубович: Во-первых, я люблю манную кашу. Нет, не так! Во-первых, я любил манную кашу, до этого фильма (смеется). Но вы понимаете, что это же - символика. Фильм - парафраз "Золотой рыбки" - в нем, на месте манной каши, могло быть все, что угодно. Почему-то изначально у меня так само собой сложилось на листе бумаги. И никому это не резануло глаз. Могла быть гречневая каша, яблоко или рюмка водки. Но осталась манная каша.
Вы как-то раз завели меня в комнату, где беседуете с участниками перед съемками программы "Поле чудес". Вы там настраиваете людей на семейный, хороший лад. И фильм получился таким же - семейным, добрым.
Леонид Якубович: Это была изначальная задача. Дать людям то, что раньше называлось тихое удовольствие. Просто сделать кино, как прежде снимали: чтобы люди пришли, посмотрели фильм с улыбкой и пошли домой, передавая хорошее настроение другим.
Как восприняли кино ваши семьи? Ваша, Александр, там вся снялась.
Леонид Якубович: В этом фильме в коротких эпизодах сыграли и мои сын и дочь. Но, равно как и в спектакле, в котором я играю, для меня едва ли не самая главная - оценка моей дочери. Ей 17 лет. Это всегда непростой возраст: они - со своими понятиями о прекрасном, о действительности, их вряд ли можно в чем-то переубедить. Но моя дочь смотрела фильм три раза. И на спектакль пришла три раза. Все! Высшей оценки для меня нет! А жена моя переживала. Когда смотрела первый раз, в конце чуть не заплакала. Ей стало жалко дедушку.
Мне тоже было жалко. Но не столько дедушку, сколько того, что люди - они же все понимают, где доброе, хорошее, настоящее, но почему-то делают выбор в пользу должностей и денег. Это природа человеческая такая?
Леонид Якубович: Изначально я писал для себя. Сам себе придумал и сам себе задал вопрос: как бы я себя вел в ситуации, если бы на меня рухнуло "богачество"? И ответа на него, честно говоря, не нашел. Я точно знаю, что не стал бы большим начальником. Я бы не стал покупать себе фирму - просто не сумел бы ею управлять, потому что богатство - это в том числе и профессия. Но меня интересовало, насколько бы я изменился.
Я, когда был в шестом классе, составил список. Он состоял из пяти фамилий, потом стал разрастаться, и в нем стало 747 фамилий. Тогда я решил, что хорошо бы иметь, скажем, тысячу рублей. Потом стало десять тысяч, пятьдесят и доросло до 30 миллионов долларов. Сейчас объясню, почему. Напротив каждой фамилии стояла черточка и было написано: Миша - квартира, Сережа - машина, Наташка - дача.
И кто эти люди?
Леонид Якубович: Мои близкие друзья, знакомые и приятели. А написано - что бы я хотел им подарить. Потом, с течением времени, я задумался - сделал бы это или нет? Но сколько бы оставил себе? Неохота рассказывать, какой я хороший. Но просто вокруг меня столько людей, которые изменились от рентоположения, от богатства. Я не могу сказать, что они стали плохими. Они просто поменялись в отношении ко всему. И, наверное, так было всегда, судя по книгам, которые я читал.
Александр Стриженов: Богатство становится почему-то причиной страшной человеческой гордыни. Человек, как та бабка из пушкинской сказки, хочет быть не меньше чем владычицей морскою. Там в конце книжки Маша Белкина - героиня - говорит: "Так стыдно - только с виду порядочные люди!" Это то, о чем говорит Леонид Аркадьевич. В сказке же всегда есть сатирическая составляющая. И в этом жанре гораздо легче зрителю услышать авторский месседж.
"На самом деле, должен признаться, что я имитировал поиск артиста, - говорит режиссер фильма Александр Стриженов. - Потому что с самого начала хотел, чтобы волшебного дедушку сыграл Леонид Аркадьевич. Я понимал, на что обрекаю своего старшего заслуженного товарища, на какие адовы муки. Потому что он приезжал на съемочную площадку на три часа раньше всей группы ради пластического грима. А когда его удавалось отпустить еще до конца смены, он, разгримировавшись, заходил попрощаться. И все шарахались и говорили: "А Якубович что здесь делает?" Многие знали, что дедушка - это он, но срабатывал эффект неожиданности. Мне-то почему хотелось, чтобы Леонид Аркадьевич сыграл эту роль? Я был уверен, что он это сделает блистательно, потому что за всю многолетнюю телевизионную карьеру Якубович и был тем самым волшебником, который каждую пятницу приходил к россиянам в дома и дарил подарки".