16.07.2015 22:16
    Поделиться

    Пургин: Порошенко стремительно приближается к точке невозврата

    В четверг Верховная Рада сделала первый шаг к конституционной реформе, отправив на экспертизу конституционного суда поправки к основному закону, касающиеся децентрализации.

    В последний момент Петр Порошенко даже решился упомянуть в тексте основного закона "особый порядок самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской области", о чем ранее даже слышать не желал. Но и это принятое явно нехотя решение, является запоздалым, имитационным, не соответствующим ни духу, ни букве Минских соглашений.

    Голосование за законопроект отняло у Петра Порошенко много сил: обычный возвышенный пафос на этот раз звучал с трибуны вымученно. Плохая физическая форма президента - результат ночных переговоров с помощницей госсекретаря Викторией Нуланд и соратниками - была заметна даже в президентской ложе. Согбенную фигуру и нахмуренное, нездоровое лицо, всему миру предательски показывала камера прямой трансляции. Из ложи Порошенко наблюдал за бессвязными и истеричными речами депутатов, которые, путаясь, за что именно голосуют - за победу или предательство, просто призывали всех к единству и убеждали друг друга, что децентрализация - это по-европейски. И когда депутат Ляшко обуянный патриотическим экстазом заставил весь зал спеть гимн, Порошенко встал нехотя, не зная, куда деть руки.

    Но свою позицию Порошенко до заинтересованных слушателей и присутствующей Виктории Нуланд донес - никакого особого статуса для Донбасса в конституции Украины не будет. "Проект допускает только возможность специфического порядка осуществления самоуправления в некоторых районах Донецкой и Луганской областей, который определяется отдельным законом", - заявил Порошенко. Позже президента дополнил лидер его фракции Юрий Луценко, объяснивший, что "особый статус" - это значит федерализация, а Украина - уникальная унитарная страна. Зато, по логике Луценко, Порошенко и обслуживающих их экспертов, теперь, после этой подачки республикам, которую они к тому же рассчитывают в любой момент забрать, Киев может требовать от Луганска и Донецка исполнения всех своих желаний, и в первую очередь - разоружения ополчения и контроля над границей.

    К несчастью для всех этих деятелей, Минские соглашения, так официально и не опубликованные на Украине, имеют два официальных языка - английский и русский. На сверку каждого слова дипломатами и переводчиками были потрачены часы. Поэтому записанные в Комплексе мер по выполнению Минских соглашений понятия - "особый статус", "постоянное законодательство", "по согласованию с представителями" и многое другое, имеющее силу международного обязательства, - звучат одинаково на всех языках, не предполагают ни замены, ни толкования, а только строгого исполнения.              

    Как бы ни были скучны выверенные формулировки Комплекса мер, но за каждую букву в буквальном смысле заплачено кровью, и в них содержится формула будущего Донбасса и мира в центре Европы. Вот только киевские власти уподобляются недоброй памяти советской продавщице и с визгливым возгласом "Берите что дают!" предлагают Донбассу некондиционный товар в виде упрятанного в переходные положения конституции обещания "особого порядка местного самоуправления" и временный, не работающий закон об этом порядке, вместо прямо и подробно описанного особого статуса.

    Наверняка киевские власти и персонально Порошенко отдают себе отчет, как нелепо выглядит со стороны их жонглирование формулировками и понятиями: отказ от учета в конституционной реформе "особенностей отдельных районов Луганской и Донецкой областей, согласованных с представителями этих районов", а также от "принятия постоянного законодательства об особом статусе" этих районов.

    Причем все это, согласно пункту 11 Комплекса мер по выполнению Минских соглашений, должно было стать "ключевым элементом" вмененной Киеву в обязанность децентрализации. Несмотря на это, упоминание о Донбассе сначала оказалось в переходных, а значит - временных, положениях законопроекта о конституционной реформе, который не нужно путать с самой конституцией. И только после давления "международных партнеров", одно предложение об отдельном законе и "особом порядке местного самоуправления", что, повторимся, не тождественно "особому статусу", в последний момент все-таки перекочевало и на задворки новой версии конституции. По сути кампания и голосование в Раде - публичное признание в преступных манипуляциях с текстом Минских соглашений.

    Прямое нарушение пункта 11 Комплекса мер - не единственный грех Киева. При внимательном прочтении документа и сопоставления его с фактической ситуацией оказывается, что украинская сторона не исполняет буквально все. Совместное с Донецком и Луганском "определение модальностей проведения местных выборов" (пункт 4) не начато; амнистия для ополченцев не проведена, равно как и обмен военнопленных по принципу "всех на всех" (пункты 5 и 6); не происходит "восстановления социально-экономических связей, инфраструктуры и социальных выплат" (пункт 8), вместо этого усиливается блокада. Да и сама "антитеррористическая операция" не окончена, мирные люди продолжают гибнуть. Но в Киеве по-прежнему почему-то всерьез рассчитывают на скорую реализацию пункта 9 - восстановления контроля над границей. Правда, его выполнение, если читать текст, возможно только после реализации всех предыдущих пунктов вместе с дополнениями, а также "по согласованию" с властями республик Донбасса.

    Считать принятое Радой решение шагом Киева навстречу Донецку и Луганску не получается при всем желании, о чем  и было сказано официальными лицами республик. "Порошенко предложил Верховной Раде свои правки в конституцию Украины. В очередной раз, грубо нарушив Минские соглашения, не согласовав с Донбассом и даже не вынося на обсуждение Контактной группы проект поправок в основной закон, он показал, чего стоит слово, данное им в Минске. Для Украины не имеют значения взятые обязательства, она откровенно наплевала на жителей Донбасса и вместе с ними на усилия международных посредников. Порошенко со стремительной скоростью подходит к точке невозвращения, когда уже совершенно никто не сможет убедить Донбасс в договороспособности Украины", - говорится в официальном комментарии главы Народного совета Донецкой народной республики (ДНР) Андрея Пургина. Также Пургин обратился к странам БРИКС с требованием ввести санкции против чиновников и предприятий Украины, замешанных в продолжающемся терроре против народа Донбасса.

    В таком же духе выдержан и комментарий постоянного и полномочного представителя ДНР на переговорах в Минске Дениса Пушилина. "Мы будем настаивать на развернутых формулировках особого статуса. Непосредственно в основном тексте конституции Украины. На закреплении там особых прав Донбасса. Прежде всего, на праве равноправных договорных отношений с киевскими властями", - заявил Пушилин и посоветовал Порошенко отозвать поправки, согласовать их с ОБСЕ, Россией и республиками.

    Судя по реакции Донбасса, там уже готовы отстаивать свой взгляд на будущее не только с оружием в руках, но и на дипломатическом фронте. 

    Поделиться