Провода уходят в землю
Улица Новослободская. Привычно катит поток машин. Сейчас им пришлось потесниться: с обеих сторон строители отняли по полосе движения, а к узкому тротуару, проходящему прямо под окнами домов, прибавили метров 20 - оттяпали от проезжей части. "Зачем?" - спрашиваю у исполнительного директора компании-подрядчика Романа Наумова.
- Тротуар будет широким, пусть люди свободно гуляют, - с удовольствием рассказывает он, ради чего у него суетятся тут сейчас сразу 15 тракторов, десяток самосвалов и сотня рабочих с лопатами.
- Кто же тут гулять будет? Рядом с таким обилием транспорта на дороге?
- На Тверской машин разве меньше? А народ гуляет и на лавочках сидит - они там появились всего год назад. Десятилетиями не было, власти говорили: кто там будет сидеть! Вот сделаем - и увидите!
- Ну а траншей-то зачем столько накопали? - продолжаю недоумевать.
- Спрячем туда все провода и кабели, в специальные колодцы. От уличного освещения, троллейбусные, интернетовские, телефонные... Если потом на каком-то из них случится повреждение, копать, как сейчас, землю не придется: открыл герметичный колодец, починил и снова закрыл. И под ногами будет чисто, и небо над улицей будет чистым, а не в клеточку.
Переключения с одних проводов на другие бояться не нужно: жители не останутся без Интернета, света и т.д., успокаивает Наумов: пока новые не проложат и не подключат, старые отключать не будут.
Поднимаю голову вверх и вижу: висит там даже не сеточка проводов, а целая сеть. Сразу вспомнилась главная магистраль Москвы - пять лет тому назад на Тверской почти ни домов, ни даже Кремля не было видно. В основном из-за рекламы, разрезавшей улицу на полоски. Убрали ее - и стали видны красивые дома и небо. Здесь, на Новослободской, хотя она тоже расположена в центре города, рекламы меньше, но вместе с проводами тоже уродует улицу - скоро ее снимут. А что? У Новослободской история тоже славная. Возникла она на месте Новой Дмитровской слободы еще в XVI веке. Правда, в 1891 году часть ее, от Садового кольца до перекрестка с Селезневской улицей и Весковским переулком, стала называться Долгоруковской в честь генерал-губернатора великого князя Владимира Андреевича Долгорукова, а вторая часть, с этого места и до Третьего транспортного кольца, так и осталась Новослободской.
Реконструкция же сейчас идет на всем ее историческом протяжении длиной 1,6 км и площади 8 га! Фасады домов отремонтируют. Громоздкие опоры уличного освещения сменят торшеры. Вдоль тротуаров посадят деревья с кустарниками и поставят скамейки - их в проекте сначала не было, но заммэра Петр Бирюков отдал распоряжение поставить, объяснил, жители просят. Сами тротуары выложат бетонной плиткой, а от дороги отделят их долговечным гранитным бордюром. И четыре диких зеленых островка возле станции метро "Новослободская", а также у домов N 57, 58 и 60 превратятся в ухоженные парки с цветниками и малыми архитектурными формами местного значения. В общем, если пацану из соседнего двора надо будет назначить девушке свидание, для этого совсем не обязательно ехать на Пушку - тут тоже будет где и посидеть с комфортом в летний вечер, и погулять. Вопрос для молодежного населения Новослободской актуальный, ведь на ней расположены несколько крупнейших столичных вузов - Станкин, МИИТ, РГГУ, РХТУ им. Менделеева...
Преобразится и попавшая в перечень Триумфальная площадь. Она станет полностью пешеходной. Проезд между 1-й Брестской и Тверской закроют, как и все парковки вокруг, кроме автостоянки на 14 мест у минэкономразвития. Часть площади спустится к зданию министерства в виде широкой лестницы, пандус и ступени которой будут с подогревом. Три открытых павильона с качелями, кафе и передвигаемые лавочки сделают площадь более удобной для отдыха гуляющих и зрителей, расположенных по соседству Концертного зала им. Чайковского и двух театров.
Москвичи подсказали
И такие чудесные превращения ожидают сейчас более четырех десятков московских улиц! Солянку, Таганскую, Большую Никитскую, 1-ю Тверскую-Ямскую, Сретенку, Большую Полянку, Большую Ордынку...
- Идея программы "Моя улица" появилась в прошлом году, - рассказал корреспонденту "РГ" заммэра Москвы по вопросам городского хозяйства Петр Бирюков. - На встречах с мэром Собяниным москвичи сказали: хорошо, конечно, что в Москве сейчас приведены в порядок все дворы, создано более 100 км пешеходных зон и 106 народных парков. Вот еще бы наши улицы благоустроить. Они очень красивые, с интересной историей, но такие запущенные! Им, москвичам, мэр и предложил высказаться, а как бы они сами хотели изменить облик московских улиц? С каких улиц следует начать эту работу?
Более миллиона горожан приняли участие в обсуждении этого вопроса на электронном референдуме. По его итогам сформировали перечень городских улиц и конкретный набор работ, которые предстоит выполнить на каждой из них. По итогам конкурсов отобрали организации, которым доверили реализовать эти планы, и 25 мая строители вышли на работу. 15 тыс. рабочих сейчас работают над проектом "Моя улица". Их задача - закончить работы к 20 августа, чтобы дети и студенты отправились на занятия уже по чистому, не перекопанному городу. "А как, по-вашему, москвичи относятся к неудобствам, которые приходится переживать в ходе этого раскопа всего города?" - спрашиваю у Бирюкова. И слышу:
- С пониманием, что надо потерпеть. Горожане ведь уже видели, ради чего приходится терпеть. Видели, как изменились в результате работ в предыдущие годы улицы Большая и Малая Дмитровка, Пятницкая, Маросейка, Покровка... Ну а мы в свою очередь стараемся уменьшить возникающие неудобства. Например, на всех улицах, где идет реконструкция, сняли платные парковки, чтобы не затруднять движение, которое там и без того затруднено.
Магистраль должна быть тоже красивой
Масштабное благоустройство идет этим летом и на первых 7 из 19 столичных вылетных магистралях - Варшавском, Каширском, Можайском, Щелковском, Ярославском шоссе, а также Рязанском и Ленинградском проспектах. На каждой из трасс отремонтируют асфальтовое покрытие, все пешеходное пространство выложат разноцветной плиткой. Мосты украсят подвесными клумбами. А еще как и вдоль всех городских улиц, попавших в программу "Моя улица", проложат вело- и роликовые дорожки. Горожан, предпочитающих передвигаться по столице на двух или на одном колесе, год от года становится больше. И власти стараются создать им для этого все условия. И что самое приятное, хотя окончание работ и намечено на канун Дня города, но заметим: у Москвы в этом году не ожидается никакой круглой даты. Так что все делается не для гостей и не на показ.
Кстати
Идет в Москве и обычный ремонт дорог. В ходе него переложат 9,5 млн кв. м асфальта. Заменят асфальтобетонное покрытие на участках Третьего транспортного кольца, МКАД, Волоколамском и Дмитровском шоссе, улице Профсоюзной, части улиц Кремлевского кольца - Моховой, Охотного Ряда, выезда на Боровицкую площадь и других. Ведутся также работы на Киевском и Калужском шоссе, а также проспекте Маршала Жукова.