Для режиссерского дебюта в кино Сергей Пускепалис выбрал театральную пьесу своего друга, писателя и драматурга Алексея Слаповского, которую когда-то ставил в Уфе. Ведь Пускепалис, которого зрители полюбили как киноартиста, по образованию театральный режиссер. Он много работал в разных театрах, был руководителем театральных коллективов в Самаре, Ярославле, Магнитогорске.
Печать театральности очевидна и в первом фильме широко известного дебютанта. Артисты играют жирно, смачно, как в театре - чтобы было видно на задних рядах и галерке. Между тем, начало картины динамичное и завлекательное: школьного учителя на пустынной дороге неизвестно почему и зачем преследует модная девица, вырывает из его рук портфель с тетрадками и документами, грозит убить. Убийственная настойчивость отвязной молодой особы, которая обвиняет героя в смерти своей подруги, а сама как выясняется, школьницей тоже была по уши влюблена в этого придавленного жизнью, закомлексованного педагога, постепенно превращается в кровавый гиньоль.
Невольной рифмой к фильму стали недавнее широкое обсуждение и осуждение американской учительницы, совратившей подростков, которым она преподавала, как оказалось, не только школьные предметы. Педагог в исполнении Алексея Серебрякова (не путать с "географом, пропившим глобус" в исполнении Константина Хабенского) вроде бы устоял когда-то перед натиском юных "лолит", но и за это ему предстоит ответить. Молодые ничего не прощают, взрослые ничего не могут. Так и зависают в неразрывных объятиях - это и есть клинч.
Продюсер "Клинча" Рубен Дишдишян отдал взлелеянный им дебют 49-летнего Сергея Пускепалиса на рассмотрение международному жюри во главе с Робером Гедигяном, знаменитым французским режиссером армянского происхождения.
На открытии фестиваля показали новую картину Гедигяна "Не говорите мне, что парень сошел с ума". Это рассказ о травмирующих последствиях геноцида армян, об исторических ранах, не залеченных до конца даже сто лет спустя после трагических событий, о которых знает и помнит каждый армянин, куда бы не закинула его судьба. Премьера этого бередящего душу фильма состоялась в мае на Каннском фестивале. На фестивале в Ереване Католикос Гарегин II вручил Роберу Гедигяну награду МКФ "Золотой абрикос" и Первопрестольного Святого Эчмиадзина "Да будет свет!".
- Между кино и религией есть что-то общее, - сказал Робер Гедигян. - Я нахожу в них источник света и опору для жизни и творчества. - И фестиваль "Золотой абрикос" - царство света для южной страны и тех, кто сюда приезжает. Это то, что озаряет наши души, делает нас лучше и добрее.
Среди фильмов, показанных в конкурсе, выделяются живописно снятые в черно-белом изображении приключения на берегах Амазонии колумбийца Сиро Гуэрра. Его "Объятия змеи" уже отмечены престижным призом Art Cinema Award на Каннском фестивале. А конфликт поколений отразился и в тончайшем, минималистском, изысканно снятом фильме Ким Дэ-хвана "Конец зимы". Южнокорейскому дебютанту 30 лет, его кино поражает зрелым, отточенным мастерством.
А самыми первыми лауреатами Golden apricot стали две легендарные красавицы мирового кино Орнелла Мути и Настасья Кински. Вообще-то призами жюри в Ереване отмечают исключительно режиссеров. Но дирекция фестиваля награждает и актрис, сумевших вдохновить авторов фильмов на создание шедевров. Орнелла и Настасья на церемонии открытия получили "Параджановские талеры" как знак признания их большого вклада в мировой кинематограф.
В честь Орнеллы Мути показали фильм Фолькера Шлендорфа "Любовь Свана" (1984 г.), где она блистала рядом с Джереми Айронсом и Аленом Делоном. Настасья Кински удостоилась отдельной ретроспективы - она открылась фильмом Романа Поланского "Тэсс", сделавшем Кински звездой. Однако ее путь в кино начался на несколько лет раньше, со съемок у Вима Вендерса в фильме "Ложное движение". В ознаменование 40-летия кинокарьеры Настасьи Кински ее изображение будет на постере Венецианского фестиваля, который откроется в сентябре.
В Ереване армянские кинематографисты подарили Настасье корзину с абрикосами. Обеим красавицам-звездам организовали специальную экскурсию на коньячный завод и презентовали особо ценные бутылки из эксклюзивной коллекции знаменитого во всем мире армянского коньяка. Орнеллу Мути и Настасью Кински принимали президент Армении Серж Саргсян и министр культуры Асмик Погосян.
Настасья Кински пробудет в Ереване до завершения фестиваля и вместе со всеми участниками и гостями будет чествовать его организатора и директора, известного режиссера-документалиста Арутюна Хачатряна: у него юбилей - 60 лет. Орнелла Мути уже улетела, но пообещала обязательно вернуться и привезти свою ретроспективу. Сказала, что мечтает сняться в армянском фильме и будет ждать предложений армянских режиссеров.
Грядет и еще один юбилей: армянской киностудии в этом году исполняется 90 лет. В честь памятной даты после церемонии закрытия будет показан фильм основателя студии, классика армянского кино Амо Бекназаряна "Нумус".