Новый президент Латвии Раймонд Вейонис продолжил традицию предыдущего президента Андриса Берзиньша "оставаться самим собой" на посту главы республики. Вейонис живет в своей квартире в Огре, ходит на рынок за продуктами, общается с русскими жителями Латвии на русском языке. Это вызывает негодование у латышского истеблишмента.
Представители латышского политического бомонда начали все чаще заявлять, что Вейонис должен переехать в государственную резиденцию в Юрмале, известную как "Косыгинская дача". "Мы - страна Евросоюза и хотим, чтобы к нам относились так же, как и ко всем. Так что теперь мы не можем исполнять капризы каждого нового президента", - растиражировали латвийские СМИ слова эксперта по деловому этикету и протоколу Айи Страутмане.
С построенной в советские времена для руководства СССР нынешней президентской резиденцией в Юрмале связано много скандалов. Например, экс-президент Латвии Валдис Затлерс за счет секретного оборонного бюджета купил в нее элитную мебель стоимостью в многие тысячи евро за каждый предмет. Причем обоснована эта покупка была необходимостью оборудования секретного бункера для нужд НАТО.
Может быть, поэтому Вейонис, как и его предшественник Андрис Берзиньш, не спешит перебираться в Юрмалу. Огрское самоуправление уже выделило в пользование охраняющей Вейониса военной полиции однокомнатную квартиру в городе.
Но если с проживанием президента в Огре латышский истеблишмент смириться еще может, то вот привычка Вейониса общаться с русскими жителями страны, включая русскоязычных журналистов, на русском языке вызывает у латышских националистов крайнее раздражение. В этой связи глава Комиссии по госязыку Андрей Вейсбергс даже сделал специальное заявление, что Вейонис обязан говорить лишь на латышском.
Ранее Вейонис признался, что воспитан на сказках Пушкина, которые ему на ночь читала его мама, уроженка Псковской области. Президент владеет русским языком как родным.
Вейонис избран президентом Латвии 3 июня этого года. Входящее в правительственную коалицию радикальное "Национальное объединение" отказалось за него голосовать. Как отмечают политологи, стать президентом Вейонису помогла и поддержка оппозиции.