Такие поправки в Федеральный закон от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ "О ветеранах" подготовил Минтруд в рамках законопроекта, направленного, как уточняется в пояснительной записке, "на совершенствование мер социальной поддержки граждан, исходя из обязанности соблюдения принципа адресности и нуждаемости". Сейчас этот законопроект проходит общественное обсуждение. По действующему законодательству, чтобы стать ветераном, в принципе, достаточно иметь такой же стаж, который необходим для назначения пенсии по старости или за выслугу лет. Например, страховая пенсия по старости сейчас назначается, если у гражданина к моменту достижения пенсионного возраста страховой стаж составляет не менее 15 лет.
"Однако указанная продолжительность страхового стажа применяется исключительно для целей обеспечения пенсионных прав граждан и при этом не отражает продолжительную трудовую деятельность и трудовой вклад, достаточные для присвоения звания "Ветеран труда", уточняют в Минтруде. Правда, в разных регионах местные власти утвердили разные порядки и требования для получения "ветеранства", и такие расхождения вызывают массу вопросов у граждан. В Минтруде "РГ" пояснили, что подход к получению звания должен быть единым.
"Предлагаемые изменения не затронут права тех граждан, чьи пенсионные права сформировались до вступления в силу федерального закона "О трудовых пенсиях в РФ", принятого в 2001 году, то есть до введения понятия "страховой стаж", - уточняют в министерстве. - Ведь при подсчете стажа учитываются все периоды работы в течение всей трудовой биографии гражданина".
Тем не менее, круг имеющих право на это звание может серьезно уменьшиться. Потому что, согласно предлагаемому законопроекту, в него не попадут граждане, награжденные не федеральными, а только ведомственными знаками отличия в труде. Таких знаков принято очень много - это и медали, и почетные знаки, всевозможные грамоты, дипломы, благодарности. В среднем одно министерство или ведомство имеет до 20 наименований собственных знаков отличия. Условия для их предоставления разные и по стажу, и по трудовым заслугам. Словом, далеко не все они равноценны и отражают реальный трудовой вклад гражданина.
"Кроме того, в большинстве случаев "ведомственную принадлежность", приходится доказывать в судебном порядке", - отмечают в Минтруде. Именно поэтому авторы законопроекта и предложили исключить ведомственные награды из оснований, дающих право на получение "ветеранства".
Есть еще одно "но". Это экономическая целесообразность. Понятно, что звание "Ветеран труда" дает право на некоторые материальные преференции, и компенсируются льготы за счет дополнительных бюджетных трат. Но поскольку ведомства утверждают свои знаки самостоятельно, без участия органов власти, то реальная нагрузка на региональные бюджеты не просчитывается.
"Бюджетные возможности субъекта Российской Федерации не учитываются, как и реальная нуждаемость отдельных категорий граждан в указанных мерах, - отмечают в Минтруде. - Такой подход не согласуется с принципом самостоятельности региональных бюджетов". Между тем, только в прошлом году ведомственными знаками отличия было награждено 423 778 человек.