Сейчас такая оговорка содержится в законах об иностранных инвестициях, об инвестиционной деятельности в форме капитальных вложений и в ряде других документов, которые защищают инвестора от изменения законодательства на протяжении реализации проекта. Такие нормы являются гарантией неухудшения налогового режима, учитывая параметры которого, инвестор принял решение об исполнении инвестиционного проекта.
Авторы законопроекта считают, что распространение таких гарантий исключительно на правоотношения, связанные с реализацией инвестиционных проектов, в нынешних экономических условиях является недостаточным. Для того чтобы расширить эти гарантии на остальных участников рынка, предлагается внести в статью 3 Налогового кодекса норму о том, что законы об изменении ставок по федеральным налогам начинают действовать по истечении семи лет со дня их официального опубликования. Эту норму также предлагается распространить на поправки в действующие нормативно-правовые акты, которые приводят к увеличению совокупной налоговой нагрузки и к ухудшению положения плательщиков.
Действующее законодательство допускает возможность быстрой корректировки налогового режима в худшую для налогоплательщиков сторону. "Налоговые законы по общему правилу вступают в силу не ранее чем по истечении месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода", - говорит Михаил Халецкий, юрист юридической фирмы "Некторов, Савельев и партнеры". В результате самым плодотворным месяцем для налогового правотворчества становится ноябрь. "В прошлом ноябре, к примеру, на федеральном уровне были приняты законы о контролируемых иностранных компаниях, о введении торгового сбора, о "налоговом маневре", расширен круг налогооблагаемых объектов по налогу на имущество, повышены ставки акцизов и водного налога, а также внесена масса иных поправок, существенно изменяющих налоговое законодательство. Большинство из этих поправок начало применяться уже с начала 2015 года", - отмечает эксперт.
Отпущенного на подготовку к новым налоговым правилам времени явно недостаточно. Многие изменения требуют изучения форм отчетности, пересмотра бизнес-процессов и изменения структуры организации. Но действующее временное ограничение в налоговом законодательстве только одно. "Сейчас действует принцип - ухудшающие положение налогоплательщика изменения не могут иметь обратную силу, и распространяются только на будущее", - говорит Сергей Еремин, старший юрист международный юридической фирмы Herbert Smith Freehills.
Это не первая попытка притормозить вступление в силу ухудшающих положение налогоплательщиков норм. "Так, пункт 1 статьи 9 Федерального закона N 88-ФЗ от 14.06.1995 (ныне уже не действует) устанавливал, что "если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации", - напоминает Михаил Александров, партнер адвокатского бюро А2.
Исчезновение норм, которые ограничивают вступление налоговых изменений по времени, можно объяснить тем, что они делают фискальную систему крайне неповоротливой. "Длительное отложение вступления в силу законов об увеличении налоговой нагрузки не позволяет государству оперативно реагировать на возрастание потребностей бюджета", - говорит Максим Ровинский, адвокат, партнер, руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы "ЮСТ". К примеру, для России важно иметь возможность корректировать налоги при сокращении наиболее доходных источников наполнения бюджета. "Существенная часть налоговых доходов российского бюджета связана с добычей и экспортом углеводородов, и в условиях низких цен на нефть потребность в увеличении налоговой нагрузки может возникнуть ранее чем через семь лет", - считает Сергей Еремин. Стоит учесть, что для сохранения "маневренности" ряд наиболее доходных налогов из-под действия законопроекта был выведен. "Из перечня налогов, увеличение ставок по которым предлагается отложить на семь лет, законопроект исключает акцизы и налог на добавленную стоимость на товары, произведенные в России. Тем самым авторы законопроекта предлагают сохранить возможность оперативных изменений налоговых ставок по двум наиболее собираемым налогам", - отмечает Максим Ровинский.
Принятие такого документа может косвенным образом ухудшить положение налогоплательщиков. Так как налоговые органы пойдут по запасному пути для наращивания доходов бюджета. Единственным "резервом" в этом случае будет совершенствование налогового администрирования, уверен Ровинский.
Кроме того, отсрочка на 7 лет устанавливается не только для ухудшающих положение компаний норм. Законопроект предполагает соблюдение семилетнего "мораторного" срока и в случае снижения налоговых ставок.