Фермерский бунт во Франции возобновился после передышки с новой силой

Бунт французских фермеров, доведенных до отчаяния кризисом в агропромышленной сфере, из Нормандии "лесным пожаром" перекинулся на другие районы страны.

Свыше 300 тракторов заблокировали с севера, юга и запада стратегические магистрали, ведущие в Лион, третий после Парижа и Марселя наиболее крупный город Франции. На бортах сельхозтехники и прицепов крестьяне вывели надпись "Перемены - немедленно!", что всеми французами воспринимается не без иронии: именно под этим лозунгом прошла предвыборная президентская кампания Франсуа Олланда в 2012 году. Такая же участь постигла Клермон-Ферран в регионе Овернь.

В соседнем департаменте Коррез разгневанные аграрии вывалили тонны навоза и соломенные блоки, каждый весом в центнер, перед несколькими супермаркетами, а также у ворот складов, с которых в местный общепит поступает продовольствие и полуфабрикаты.

Заблокированы несколько мостов на западе страны, в частности, знаменитый вантовый мост "Нормандия", один из самых протяженных в мире (его длина 2350 метров). Крестьяне устроили на нем фильтрующий пост из десятков тракторов и тщательно проверяют все грузовики-рефрижераторы. Обнаружив иностранную сельхозпродукцию, вываливают ее на асфальт. Так на нем оказалась гора замороженной курятины из Бразилии. Фермеры возмущаются: им некуда девать собственных кур, а оптовики в погоне за барышами закупают птицу по дешевке за тридевять земель.

После дневной передышки снова взят в крестьянское кольцо остров-крепость Мон-Сен-Мишель, знаменитейшая национальная достопримечательность на побережье Атлантики.

Правда, с нормандского города Кан, где еще в начале этой недели прошли первые протестные акции, осада снята. Так решили тамошние фермеры после того, как премьер-министр Манюэль Вальс вместе с министром сельского хозяйства Стефаном Ле Фолем обнародовали экстренный пакет помощи отрасли и в первую очередь животноводам. Планом, состоящим из 24 пунктов, предусмотрено сократить налоговую нагрузку на фермеров, что обойдется госказне в 500 миллионов евро. Примерно такую же сумму выделят в виде гарантий банкам для реструктуризации долгов фермерских хозяйств, оказавшихся на грани разорения. А таковых, заметим, во Франции по официальным данным около 25 тысяч, а  по подсчетам крестьян - в два раза больше.

Если в Национальной федерации профсоюзов сельхозпроизводителей, ведущем объединении аграриев, положительно отреагировали на правительственный план, посчитав его "шагом в правильном направлении", другие представители фермеров, особенно на местах, настаивают на дополнительных мерах. Они требуют от властей надавить на переработчиков и торговые сети, повысить тарифы на мясомолочную продукцию таким образом, чтобы эта прибавка доходила до них, а не оседала в сейфах посредников между ними и потребителями.

У кризиса, переживаемого французскими фермерами, как здесь считают, не только внутренние, но и внешние причины. Это конъюнктура на мировом рынке (Китай сократил закупки французского молока), а также европейском, где ответное российское эмбарго на сельхозпродукцию стран ЕС сильно ударило по производителям, в частности, французским, которые из-за него лишились многих сотен миллионов евро прибыли. Это, кстати, признал Манюэль Вальс, представляя в среду чрезвычайный план. Он заявил, что "ситуация (в животноводстве) осложнилась после введения российских санкций".

В этой связи бывший министр сельского хозяйства Брюно Ле Мэр из правоцентристской партии "Республиканцы" обратился с требованием к Франсуа Олланду начать диалог с Россией с тем, чтобы эмбарго, которое, по его словам, "негативно сказывается на аграрном секторе страны, было снято". В таком же духе высказалась евродепутат и также "республиканка" Нидин Морано. Она назвала эмбарго "трагическим" для национального сельского хозяйства. "Мы видим, что международная политика нынешнего правительства напрямую воздействует на наших производителей" и добавила, что Франсуа Олланду следует "снять шторы с глаз", чтобы разрешить опасный кризис.