Напомним, что конфликт между Германикой и Сигле разгорелся несколько месяцев назад. Продюсер утверждал, что уволил Германику с проекта "Ночник" из-за того, что та постоянно затягивала начало съемок под разными предлогами, из-за чего компания Сигле несла убытки и рисковала сорвать сроки исполнения договора с Министерством культуры, согласно которому завершенная картина должна быть сдана Министерству в первом квартале 2015 года. Картину "Ночник" в итоге снимала режиссер Ольга Субботина. По словам Сигле, на данный момент фильм завершен.
Германика отвергала все претензии Сигле. По ее версии, истинной причиной увольнения стало ее нежелание участвовать в махинациях с бюджетом картины - Валерия утверждала, что у Сигле не было желания вкладывать в производство картины собственные 12 миллионов рублей (что являлось обязательным пунктом договора с Минкультуры), а выделенные государством 30 миллионов рублей он предпочитал расходовать куда более экономно, чем было предусмотрено сметой.
Главным аргументом Германики, свидетельствующим о том, что ее отстранение от съемок фильма было незаконным, стал договор между Министерством культуры и студией Сигле. В первом пункте этого договора написано, что государство финансирует "Ночник" как авторский и экспериментальный фильм. Иными словами, средства выделялись под имя режиссера, и без ее участия снимать картину Сигле не имел права. Продюсер, впрочем, утверждал: несмотря ни на что, имя Германики остается в титрах, потому что какую-то часть работы в качестве режиссера-постановщика она успела выполнить.
Однако режиссер с таким раскладом была категорически не согласна - она обратилась в суд с требованием убрать свое имя из титров готовой картины и обязать Сигле отыграть все назад. То есть вернуть ее на должность режиссера "Ночника" и профинансировать съемки картины в соответствии с договором с Министерством культуры.
Сначала Германика потерпела поражение - Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области признал ее требования к Андрею Сигле несостоятельными.
- Однако апелляционный суд вынес иное решение, - рассказал "Российской газете" адвокат Валерии Гай Германики Федор Никонов. - В договоре компании Андрея Сигле с Министерством культуры есть пункт, в котором написано, что любые односторонние изменения, внесенные в этот контракт, будут расцениваться как нецелевое использование бюджетных средств. Суд признал, что отстранение Валерии как раз является таким односторонним изменением. Также суд признал, что некая картина, которую сняли без участия Германики, не является объектом финансирования Минкультуры.
Иными словами, апелляционный суд удовлетворил все требования режиссера - ее имя должно исчезнуть из титров "Ночника", что влечет за собой автоматическую потерю фильмом статуса авторского. Соответственно, фильм, который сняла компания Сигле по решению суда, не имеет отношения к той картине, на производство которой заключался договор с Министерством культуры.
- Решение суда вступает в силу с момента его оглашения, - говорит Никонов. - Теперь мы ожидаем, что будет выполнено главное требование Германики - компания Андрея Сигле должна будет профинансировать новые съемки "Ночника" в соответствии с договором с Минкультуры в размере 42 миллионов рублей.
Андрей Сигле воспринял поражение в суде спокойно и пообещал оспорить его.
- Мне пока сложно что-то комментировать, потому что я еще не видел письменного решения суда, - сказал он корреспонденту "РГ". - В любом случае, не вижу повода беспокоиться - один суд выиграли мы, другой - Германика, в следующий раз победа опять будет за нами. Конечно, мы будет подавать кассационную жалобу на это решение суда. Хочу заметить, что на судьбу "Ночника" эти судебные тяжбы никак не повлияют - картина обязательно выйдет в прокат и будет участвовать в международных кинофестивалях.
Так или иначе, решение Тринадцатого арбитражного апелляционного суда станет прецедентом в российской практике - до этого режиссеры, подававшие в суд на продюсеров за незаконное отстранение от должности, никогда не получали полного удовлетворения своих требований. В Союзе кинематографистов в решении суда видят симптомы оздоровления российского кино.
- Последствия у подобного решения суда будут только положительными, - заявил в интервью "Российской газете" первый заместитель председателя Союза кинематографистов Олег Иванов. - Не секрет, что у нас было много случаев, когда государственные деньги, выделяемые на ту или иную картину, тратились неэффективно - а если говорить начистоту, то растворялись в кармане продюсера. Германика проявила похвальную принципиальность и не стала работать по правилам, когда на бумаге кино стоит 42 миллиона рублей, а на деле сильно дешевле и без привлечения средств продюсера. Мне кажется, пришло время показать всем не чистым на руку продюсерам, что такие фокусы с бюджетом нужно прекращать - кино должно стоить ровно столько, сколько на него выделено денег.