23.07.2015 19:06
    Поделиться

    Алексей Волин: Информационного неравенства больше нет

    Как проходит перевод отечественного телевещания на цифровые технологии? Когда отключат аналоговое телевидение? Станет ли Интернет в ближайшие годы основным каналом распространения информации в России? Эти вопросы актуализируют поправки к законам "О средствах массовой информации" и "О связи", которые президент РФ Владимир Путин одобрил 13 июля ("РГ" N154 от 16.07.2015).

    Новый закон, в частности, расширяет список обязательных общедоступных телеканалов, подлежащих распространению во всех сетях вещания без взимания платы с потребителей. А насколько готова к этому медиаотрасль? С этими вопросами корреспондент "Российской газеты" пришел к заместителю министра связи и массовых коммуникаций РФ Алексею Волину.

    Алексей Волин: Начнем с нового закона. Он по сути дела фиксирует, что федеральная целевая программа развития телевидения в стране входит в свою завершающую стадию. Инфраструктура цифрового телевидения на сегодня создана. Если говорим про первый и второй мультиплексы, то охват первого мультиплекса составляет 87 процентов населения, второго - 76 процентов. Поэтому закон, подписанный президентом, устанавливает, что у каждого жителя нашей страны должен быть гарантированный государством минимальный информационный стандарт.

    Этот стандарт предусматривает сегодня наличие двадцати телевизионных каналов в цифровом качестве..

    Эти 20 каналов должны присутствовать во всех средах вне зависимости от того, как человек принимает телепрограммы: на домовую антенну или на индивидуальную, при помощи кабельных сетей или спутникового оператора. Это тот минимум, который должно обеспечить государство. Закон как раз эти двадцать каналов и делает обязательными и бесплатными.

    Слово "минимум" в кризисное время звучит уместно, а вот "бесплатно" - когда финансирование сокращается, а рынок рекламы серьезно рухнул?

    Алексей Волин: Двадцать каналов - весьма солидный минимум. Конечно, мы не можем не учитывать серьезных изменений и сокращений на рынке рекламы. Они сказались на всех телеканалах. Именно поэтому были внесены коррективы в первоначальные планы. Мы могли бы обеспечить охват каналами второго мультиплекса не 57 процентов населения, которые его сегодня принимают, а уже около 80 процентов. Но из-за существенного проседания рекламных доходов каналы, которые оплачивают распространение сигналов второго мультиплекса, обратились в правительство и министерство с просьбой: пока что запустить в эксплуатацию вещание только в городах с населением свыше 50 тысяч человек. Более широкий охват для них экономически был бы сегодня крайне обременителен.

    Поэтому полноценно, с охватом свыше 95 процентов населения, второй мультиплекс заработает только в 2019 году. Но если говорить про первый мультиплекс, то в конце этого года 98,5 процента населения будут иметь техническую возможность принимать в цифровом качестве десять эфирных каналов.

    Еще важно, что потребители услуг кабельных и спутниковых операторов также будут принимать каналы и первого и второго мультиплексов в рамках базового пакета. Сегодня, по нашим оценкам, примерно около 50 процентов населения страны уже являются потребителями как раз кабельных операторов и спутниковых систем приема.

    ФЦП по развитию телерадиовещания пришлась на 2009-2015 годы, скажем прямо: не самые экономически благополучные. В этот проект вложены миллиарды рублей. Построены и строятся тысячи станций цифрового вещания. Своевременно ли была затеяна такая грандиозная стройка?

    Алексей Волин: Стройка начиналась во времена куда более простые. Решение о переходе на цифровое телевидение было принято примерно десять лет назад. Если бы этого не сделали, то оказались бы сегодня в ситуации патовой. Просто не могли бы гарантировать распространение телевизионного сигнала для всего населения. Дело в том, что именно сейчас вступают в силу международные соглашения, согласно которым во всем мире снимается защита с аналоговых эфирных частот. Что это значит? А то, что если бы у нас не было цифрового телевидения, то наше аналоговое телевидение было бы полностью беззащитным. На него бы не распространялись международные соглашения о выделении частот.

    Второе немаловажное обстоятельство. Цифровое телевидение на порядок увеличивает количество каналов, которое человек может принимать. Мы живем в информационную эпоху и до введения в строй цифрового телевидения в стране реально существовало информационное неравенство. Жители больших городов имели возможность смотреть десять, а иногда и пятнадцать каналов, а жители небольших городков и деревень в лучшем случае принимали два-три. Да еще зачастую в очень плохом качестве. С запуском программы цифрового телевидения мы это информационное неравенство ликвидировали: теперь в каждой точке страны человек в состоянии как минимум принимать двадцать каналов в хорошем цифровом качестве.

    О затратах. В совокупности стоимость программы не превысила и трех миллиардов долларов. Но зато она создала реальную справедливость для всех телезрителей страны. Мы считаем, что для выравнивания условий и повышения качества жизни значительной части населения эти затраты вполне оправданы.

    Еще недавно эфир являлся единственной возможностью распространения продукции телевизионных каналов. Сегодня в нашем распоряжении еще и кабель, и спутник, и Интернет.

    Алексей Волин: Добавлю к этому перечню мобильные платформы, IPTV, еще добрый десяток новейших технологий с непонятной для телезрителей английской аббревиатурой. С их развитием увеличивается количество сред распространения телевизионного контента.

    К чему это приведет? По сути дела, меняется сам вид телевизионного смотрения. Когда мы говорим, что человек смотрит телевизионную программу, это уже больше не означает, что он смотрит телевизор. Мы пришли к так называемому многоэкранному просмотру: что-то вы можете смотреть на телевизоре, что-то - на планшете, на компьютере, на смартфоне.

    Многовариантность, многоукладность телевизионного смотрения и будет определять новый этап развития телевещания на территории России. Да и в мире.

    Когда мы поняли, что программа создания инфраструктуры цифрового телевидения в стране близится к своему завершению, то сели за написание нового документа, который будет называться Стратегия развития телевизионного вещания в Российской Федерации до 2025 года. Главным принципом, определяющим развитие телевидения на этот период, как раз и явится многоэкранность.

    Выходит, у нас не будет ни главного способа приема телевизионного сигнала, ни одного главного экрана, на котором смотрят телепередачу? А как же Интернет, разве он уже не рассматривается в качестве основного канала распространения информации в России?

    Алексей Волин: В какой-то момент он им станет. Но, вспомним старое морское правило: скорость эскадры определяется скоростью движения самого тихоходного корабля. Поэтому мы вынуждены точно прогнозировать и выстраивать всю свою стратегию развития, исходя из конкретных инфраструктурных и технических условий связи в регионах. Пока что значительная часть населения страны проживает вне пределов быстрого и широкополосного Интернета. А без этого нельзя обеспечить качественный прием большого тяжелого сигнала, которым является телевизионная картинка.

    Итак, создана инфраструктура цифрового эфирного вещания, которая в состоянии в каждый дом доставить 20 каналов стандартного телевизионного качества. ФЦП свою задачу практически завершает. А какую цель ставит перед собой стратегия развития телевещания до 2025 года?

    Алексей Волин: Новая цель - обеспечить каждому жителю возможность приема тех телевизионных каналов, того качества, на те устройства, тем способом, какие он пожелает.

    Телевизионные каналы в новых условиях меняют свое функциональное предназначение. Они из обычных трансляторов превращаются в фабрики контента. При этом они обрастают библиотеками, собственным производством, а зачастую выходят и на рынки кабельных, спутниковых и других услуг. Равно как и крупные операторы начинают формировать свои библиотеки. Таким образом, создаются крупные многопрофильные корпорации. Ключевым элементом развития телевидения становится контент. Выиграет и утвердится на телерынке только тот, кто сможет произвести и показать зрителю интересные и качественные фильмы и передачи, тот, чью продукцию зритель захочет получить.

    Производство качественного контента не всем каналам будет по карману.

    Алексей Волин: Да, дорого. Осуществить его сможет только ограниченное количество каналов. Поэтому развитие рынка обеспечат пять-шесть крупных игроков, которые в состоянии тратить миллиарды рублей на контент. Они - локомотивы индустрии, они задают стандарты. Национального телевидения в России не будет, если не станет крупных игроков. Объемы произведенного контента будут и дальше нарастать, причем как профессионального, так и полупрофессионального, включая пользовательский. Это приведет к появлению большого количества нишевых каналов, что, в свою очередь, усилит конкуренцию на рынке.

    Мы понимаем, что сетевому партнерству приходит конец. В этих условиях региональным каналам надо увеличивать объемы собственного производства, расширять закупки в библиотеках, переходить к синдикации. Отдельно перед государством встает вопрос, что делать с частотами. Сегодня лицензией на частоту обладает именно партнерство в лице федерального и местного канала. Как быть, если федеральный партнер потребует развода и уйдет из семьи? Сегодня по закону имущество в виде эфирной частоты уходит к государству и выставляется на конкурс. На наш взгляд, здесь может возникнуть противоречие между законом и справедливостью.

    По частотам есть и другой острый вопрос: почему диапазон частот 470-790 МГц не отдать для нужд LTE? Не планируем развивать это направление в России? За ним, как считают эксперты, большое будущее.

    Алексей Волин: Сегодня у нас существует консенсус между телевещателями и связистами. Каждая из отраслей определила тот частотный спектр, в котором она будет существовать и развиваться. Мы надеемся решать все эти проблемы в бесконфликтной ситуации. Мы видим серьезную необходимость развития LTE-технологий для связистов и просто для пользователей, потому что это совершенно новые возможности, это абсолютно другое качество Интернета. Но при этом нельзя забывать, что частоты нужны и для телевизионных вещателей. Телевидение высокой четкости, к примеру, требует подкрепления серьезным частотным ресурсом.

    Согласно указу президента РФ вещание в формате высокой четкости должно появиться в России к 2022 году. Ведутся ли работы по этому направлению?

    Алексей Волин: Технологически этот вопрос уже изучен и проработан. Мы определили пять зон для тестового эфирного вещания по телевидению высокой четкости. Кроме этого происходит переход многих крупных каналов на этот формат. Они уже оснастились новым оборудованием, новыми студиями. Это влечет серьезные дополнительные расходы. Вплоть до обновления, доведения до нового уровня качества всех архивных материалов в библиотеках. Старая традиционная картинка будет чужой на экране HDTV.

    Мы нашли частоты, чтобы в пяти зонах этот эксперимент провести. Это крупные города-миллионники. Мы исходим из того, что телевидение высокой четкости прежде всего будет развиваться там. Но в кабельных сетях оно уже существует. У спутниковых операторов тоже.

    Параллельно с этим ведутся работы и над более высоким качеством передачи сигналов - это 4К. Есть уже камеры, монтажные. Сняты даже некоторые события: спортивные соревнования, парады. Фильмы уже можно снимать на 4К. Но это следующий этап.

    Алексей Константинович, после HDTV, FULL HD, 4К самое время вспомнить о нашем старом, добром и любимом аналоговом телевидении. Когда его отключат?

    Алексей Волин: Мы считаем, что государство не должно отключать аналоговое вещание. В рамках многоукладности и многоформатности аналоговое вещание должно и может существовать до тех пор, пока на него будет спрос. То есть пока будут желающие оплачивать эту услугу. Первым шагом на пути к его исчезновению станет прекращение финансирования со стороны государства распространения аналогового сигнала обязательных общероссийских общедоступных каналов в городах с населением менее 100 тыс. человек после 2018 года. В этих условиях население переключится на мультиплексы, и разница между цифровой и нецифровой картинкой станет очевидной. С увеличением возможных способов доставки сигнала зрителю аналоговое вещание тихо и естественно отомрет.

    Состав 1-го мультиплекса

    Телеканалы: "Первый канал", "Россия 1", "Россия 2", НТВ, "Петербург-5 канал", "Россия К", "Россия 24", "Карусель", "Общественное телевидение России", "ТВЦ"

    Радиоканалы: "Радио России", "Радио Маяк", "Вести FM"

    Состав 2-го мультиплекса

    Телеканалы: "Рен ТВ", "Спас", "СТС", "Домашний", "ТВ 3", "НТВ-Плюс Спорт", "Звезда", "Мир", "ТНТ" и "Муз-ТВ"

    Поделиться