Заседание проходило в закрытом режиме. Несмотря на это, к суду, кроме СМИ, собрались представители дипмиссий США и Европы. Они будут наблюдать за процессом. А журналисты присматривались, надет ли на адвокате Савченко - Марке Фейгине бронежилет. Перед поездкой в Донецк он написал, что берет его с собой. Однако в Донецке он щеголял в дорогом костюме.
Накануне гражданку Украины посетили представители российской общественности. По личному поручению Уполномоченного по правам человека в РФ Эллы Памфиловой с ней встретился ростовский омбудсмен Валентин Колесников. Также обход камер и личный прием подозреваемых и обвиняемых провели члены Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области во главе с ее председателем Леонидом Петрашисом. На условия содержания и на здоровье летчица не жаловалась.
- Все законные просьбы и пожелания, с которыми Савченко обращается к руководству учреждения, своевременно рассматриваются и удовлетворяются. Например, она попросила, чтобы ее выводили на прогулку в прохладное время суток, так как стоит сильная жара. Ее просьбу учли. В целях безопасности она содержится в двухместной камере, где имеются телевизор и холодильник, одна. В СМИ сообщалось, что отселены камеры по соседству. Это не соответствует действительности, - рассказал "РГ" руководитель пресс-службы ГУ ФСИН России по Ростовской области Борис Марухян.
Напомним, в июле 2014 года Следственный комитет России предъявил Надежде Савченко обвинение в пособничестве в убийстве журналистов ВГТРК на Украине. В Институте судебной психиатрии имени Сербского Надежду Савченко признали вменяемой.
По заключению врачей в день гибели журналистов Савченко отдавала отчет своим действиям и осознавала степень их опасности.
Буквально накануне начала суда заместитель генерального прокурора Украины Юрий Столярчук объявил, что возбуждены уголовные дела против семи человек, которые причастны к "похищению" летчицы. Он не стал называть имен подозреваемых. Следом за украинским чиновником один из адвокатов Савченко Илья Новиков сообщил в своем Twitter, что в списке - три судьи, два следователя СКР и первый замминистра иностранных дел РФ.
Вот что заявил корреспонденту "РГ" официальный представитель СК Владимир Маркин:
- Уголовное дело Савченко с точки зрения расследования является если уж не рядовым, то во всяком случае не самым сложным. Следователи СКР собрали и закрепили такое количество доказательств причастности Савченко к убийству, что у адвокатов и ее сторонников на Украине не нашлось никаких аргументов, кроме попыток повлиять на дело политическим путем.
По словам Маркина, сначала Савченко пытались представить военнопленной, затем выбрали даже членом Парламентской ассамблеи Совета Европы, чтобы, по всей видимости, использовать функциональный иммунитет для ее освобождения.
- Но все эти аргументы разбивались о нормы российского законодательства и международного права, - пояснил представитель СК. - Убедившись в несостоятельности этих попыток, стали взывать к жалости, апеллируя якобы к тяжелому состоянию здоровья Савченко. И это не соответствовало действительности. Помимо того, что обвиняемая проходила регулярные медосмотры, по инициативе украинской стороны ее посещали даже иностранные врачи, не говоря уже о квалифицированных российских специалистах, которых рекомендовали правозащитники. И все они в один голос подтверждали удовлетворительное состояние здоровья Савченко. Также к ней регулярно допускался украинский консул, и была возможность свиданий с родственниками.
Рассказал Маркин и о "главном" аргументе защиты:
- Последнее, о чем я хотел бы сказать, чтобы окончательно развеять "фальшивку", к которой на протяжении всего расследования прибегает украинская сторона, - это утверждение о якобы похищении обвиняемой российскими спецслужбами.
По мнению следствия, у них есть неопровержимые доказательства, что Савченко самостоятельно пересекла российско-украинскую границу, причем сделала это незаконно, без документов, что также отразилось в материалах уголовного дела в виде дополнительного эпизода.
И еще, добавил Маркин, есть все доказательства, что она не только пересекла, но и свободно передвигалась по территории Воронежской области.
Она проживала несколько дней в гостинице и даже пыталась легализоваться в России, собственноручно написав заявление в Федеральную миграционную службу России для получения справки, подтверждающей личность.