Эксперты: Перенос начала учебного года "сломает" все программы

Педагоги, директора школ, эксперты "от образования" высказались против переноса начала учебного года на середину сентября. Такое предложение накануне сделал помощник президента РФ Игорь Левитин.

Таким образом он хочет поддержать туризм в регионах и продлить "бархатный сезон". По его словам, учебный год в регионах России можно начинать с 15 сентября, если есть турпоток на курортах. Для этого можно сдвинуть и начало летних каникул.

- С 25 августа по 1 сентября вся страна сидит в аэропортах…Почему начало учебного года нельзя сделать плавающим? - сказал он. - Мы хотим вынести этот вопрос на Госсовет…

Чиновник привел пример: такая практика есть в Испании, Италии, Франции. "Причины для применения европейского опыта есть. Значит, можно сделать что-то на уровне законодательства", - подчеркнул он.

Однако опрошенные "РГ" эксперты идею не поддержали.

Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109:

- Во-первых, нельзя в таких вещах руководствоваться только соображениями прагматики. Есть праздник "День знаний": к нему готовятся первоклашки, родители, это торжественный и трогательный день. Это важная составляющая духовной жизни России. А во-вторых, надо понимать, что учебные программы сегодня очень насыщенны. Нужно успеть все пройти за 35 недель. И любой сдвиг серьезно скажется на образовательном процессе. Говорю как эксперт: это не самая удачная идея, и никакого отношения к школе она не имеет. Да, у нас есть длительные каникулы. Но это совсем другая история. Летом можно занять детей дополнительными программами, организовать интересные практики, что мы, кстати, и делаем со старшеклассниками.

Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:

- Без широкого обсуждения с родителями и педагогами этот вопрос не может быть решен. Любое серьезное изменение в образовательном процессе должно преследовать внятную образовательную цель, повышать качество образования. Это важнее туризма и транспортных проблем.

Да, структура учебного года у нас отличается от других стран. Но везде - свои традиции. У нас, например, весенние и осенние каникулы изначально были привязаны к половодью, устоялся такой сельскохозяйственный цикл.

Данная инициатива повлечет за собой очень серьезную перестройку учебных планов: нужно будет перераспределять нагрузку по четвертям. Реализовать ее будет сложно, а результат - не так очевиден.

Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования N548 "Царицыно":

- Игорь Левитин дал нам всем повод для широкого обсуждения проблемы, ее нужно хорошо изучить. Это "ниточка", которая может многое потянуть за собой. С одной стороны, сдвинем начало учебного года - придется сдвигать и ЕГЭ и ГИА и вступительную кампанию в вузах. Взаимозависимых факторов очень много. С другой стороны, летние каникулы я бы точно сократил недели на две или больше. Они у нас одни из самых длинных в мире. Тогда бы вся страна могла перейти на пятидневку, в день было бы меньше уроков. Уменьшилась бы нагрузка на ребенка.

Кстати

Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что наши дети проводят в школе меньше времени, чем их сверстники из других стран. По его словам, если сравнить нашу страну со странами с самыми развитыми системами образования, "то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и праздничных дней наши дети с первого по девятый класс примерно на 15 процентов проводят меньше времени в школе, чем их сверстники". А если принять во внимание, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран школьное обучение длится 12-13 лет, то этот разрыв возрастает до 30 процентов.

При этом директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова в марте этого года отметила, что ведомство получает массу писем от родителей о том, почему "дети за три месяца забывают все, что они проходили в учебном году".