Таким образом он хочет поддержать туризм в регионах и продлить "бархатный сезон". По его словам, учебный год в регионах России можно начинать с 15 сентября, если есть турпоток на курортах. Для этого можно сдвинуть и начало летних каникул.
- С 25 августа по 1 сентября вся страна сидит в аэропортах…Почему начало учебного года нельзя сделать плавающим? - сказал он. - Мы хотим вынести этот вопрос на Госсовет…
Чиновник привел пример: такая практика есть в Испании, Италии, Франции. "Причины для применения европейского опыта есть. Значит, можно сделать что-то на уровне законодательства", - подчеркнул он.
Однако опрошенные "РГ" эксперты идею не поддержали.
Евгений Ямбург, Заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, директор Центра образования №109:
- Во-первых, нельзя в таких вещах руководствоваться только соображениями прагматики. Есть праздник "День знаний": к нему готовятся первоклашки, родители, это торжественный и трогательный день. Это важная составляющая духовной жизни России. А во-вторых, надо понимать, что учебные программы сегодня очень насыщенны. Нужно успеть все пройти за 35 недель. И любой сдвиг серьезно скажется на образовательном процессе. Говорю как эксперт: это не самая удачная идея, и никакого отношения к школе она не имеет. Да, у нас есть длительные каникулы. Но это совсем другая история. Летом можно занять детей дополнительными программами, организовать интересные практики, что мы, кстати, и делаем со старшеклассниками.
Ирина Абанкина, директор Института развития образования НИУ ВШЭ:
- Без широкого обсуждения с родителями и педагогами этот вопрос не может быть решен. Любое серьезное изменение в образовательном процессе должно преследовать внятную образовательную цель, повышать качество образования. Это важнее туризма и транспортных проблем.
Да, структура учебного года у нас отличается от других стран. Но везде - свои традиции. У нас, например, весенние и осенние каникулы изначально были привязаны к половодью, устоялся такой сельскохозяйственный цикл.
Данная инициатива повлечет за собой очень серьезную перестройку учебных планов: нужно будет перераспределять нагрузку по четвертям. Реализовать ее будет сложно, а результат - не так очевиден.
Ефим Рачевский, народный учитель России, директор центра образования N548 "Царицыно":
- Игорь Левитин дал нам всем повод для широкого обсуждения проблемы, ее нужно хорошо изучить. Это "ниточка", которая может многое потянуть за собой. С одной стороны, сдвинем начало учебного года - придется сдвигать и ЕГЭ и ГИА и вступительную кампанию в вузах. Взаимозависимых факторов очень много. С другой стороны, летние каникулы я бы точно сократил недели на две или больше. Они у нас одни из самых длинных в мире. Тогда бы вся страна могла перейти на пятидневку, в день было бы меньше уроков. Уменьшилась бы нагрузка на ребенка.
Кстати
Ранее министр образования и науки Дмитрий Ливанов заявлял, что наши дети проводят в школе меньше времени, чем их сверстники из других стран. По его словам, если сравнить нашу страну со странами с самыми развитыми системами образования, "то мы увидим, что за счет большей продолжительности каникул и праздничных дней наши дети с первого по девятый класс примерно на 15 процентов проводят меньше времени в школе, чем их сверстники". А если принять во внимание, что российские школьники учатся 11 лет, а в большинстве стран школьное обучение длится 12-13 лет, то этот разрыв возрастает до 30 процентов.
При этом директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки Анастасия Зырянова в марте этого года отметила, что ведомство получает массу писем от родителей о том, почему "дети за три месяца забывают все, что они проходили в учебном году".