Мораторий введен и на увеличение неналоговых сборов, с разрастанием которых последнее время боролись бизнес-объединения. По словам главы Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, их число уже достигло 73.
Мораторий на увеличение налоговой нагрузки должен обеспечить стабильность налоговой системы и повысить ее привлекательность для инвесторов. Особо подчеркивается, что в целом российская налоговая система сформирована и в серьезном пересмотре в среднесрочной перспективе не нуждается. Более того, власти будут препятствовать любому повышению налоговой нагрузки на экономику. Такого рода предложения не будут вноситься в Госдуму и поддерживаться в случаях поступления от других субъектов права законодательной инициативы, анонсируется в документе. Также в 2016-2018 годах минфин не видит необходимости увеличивать размеры страховых взносов во внебюджетные фонды.
Зато особое внимание будет уделяться "повышению справедливости российской налоговой системы", созданию препятствий для ухода от уплаты налогов и обеспечению преимуществ для добросовестных налогоплательщиков, что, по мнению минфина, приведет к повышению конкурентоспособности экономической среды.
С 2016 года минфин предлагает выводить из "тени" самозанятых граждан (не имеющих работодателей и наемных работников). Миллионам таких потенциальных налогоплательщиков, которые сегодня зарабатывают, не платя налоги и страховые взносы, предложат зарегистрироваться и приобрести специальные патенты по упрощенной схеме "одного окна". Сейчас такая возможность для самозанятых физлиц отсутствует. Им приходится либо работать незаконно (без регистрации и уплаты налогов), либо регистрироваться в качестве ИП.
Старший юрист юридической фирмы Sameta Юлия Кузнецова считает эту новацию одной из резонансных тенденций, как и еще одну предлагаемую меру борьбы с "налоговыми уклонистами". Минфин, в частности, намерен закрепить в Налоговом кодексе прямой запрет на "злоупотребление правами в сфере налогообложения". Речь идет о противодействии фирмам-"однодневкам", многочисленным налоговым схемам, в том числе с использованием офшорных компаний. Фактически, говорят юристы, будет введен запрет на формально легальные схемы, если они используются для сокращения налогов или получения незаконных вычетов.
Чтобы между налоговыми органами и налогоплательщиками не возникало лишних трений, в России введут институт предварительного налогового разъяснения (контроля). Таким образом, у налогоплательщиков появится возможность получить от инспекции информацию о налоговых последствиях сделки, которую они только планируют совершить.
И если воспользуются этой услугой ФНС, не скрыв всей правды, то правильность уплаты налога по такой сделке уже нельзя будет оспорить.
Крупнейшим компаниям упор во взаимодействии с налоговиками минфин предлагает делать на горизонтальный мониторинг - систему расширенного информационного взаимодействия. Это по сути означает добровольное согласие налогоплательщиков на онлайн-доступ налогового инспектора в любой момент в его регистры налогового учета в обмен на отказ от традиционных налоговых проверок.
По мнению опрошенных "РГБ" экспертов, основные направления налоговой политики содержат целый набор позитивных сигналов. Помимо упомянутых, это снижение ставки налога на прибыль с 20 до 10% для новых промышленных предприятий ("гринфилдов"), реализующих инвестпроекты в регионах. Одновременно документом предусмотрены такие инициативы, как увеличение стоимости амортизируемого имущества, упрощение порядка возмещения НДС при экспорте. Продолжится внедрение системы электронного администрирования НДС (АСК НДС). Ожидается постепенная отмена федеральных льгот по региональным и местным налогам.
Особое внимание в документе уделяется поддержке малого бизнеса. Дмитрий Липатов, партнер компании "Деловой фарватер", обращает внимание на значительное расширение прав местных органов власти по налоговому стимулированию предпринимательской активности на территориях. "Все это будет приводить к росту экономики и созданию новых рабочих мест", - говорит эксперт. В частности, регионам дано право снижать ставки налога по упрощенной и вмененной системам налогообложения. По упрощенной системе налогообложения - с 6 до 1% от доходов в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. А ставки ЕНВД - с 15 до 7,5%. Подобные льготы не будут учитываться при распределении трансфертов в регионы, то есть не повлияют на величину получаемой финансовой помощи из центра.
Для поддержки малого бизнеса действующие двухлетние налоговые каникулы будут распространены на индивидуальных предпринимателей, занятых в сфере услуг.
Директор Института финансово-экономических исследований Финансового университета при правительстве РФ Вадим Понкратов обращает внимание на то, что на два года будут заморожены действующие ставки акцизов на табак и алкоголь. То есть уровень незаконной торговли сигаретами снизится. А для сдерживания цен на нефтепродукты на внутреннем рынке и минимизации негативных шоков для отдельных отраслей предусматривается поэтапное сокращение ставок акциза на нефтепродукты (в 2,2 раза за 3 года). В этой части будет оказана налоговая поддержка производителям в виде вычетов из обязательств по уплате акциза на нефтепродукты при продаже на внутреннем рынке авиационного керосина.
Как ранее заявлял министр финансов Антон Силуанов, вопрос более низкой налоговой нагрузки - это вопрос выбора. Если мы хотим иметь более низкие налоги, то и по уровню обязательств должны выходить на более низкие уровни. А это, например, означает, что пенсионный возраст в России должен быть как минимум не ниже, чем в Казахстане, где он уже сейчас на три года превышает российский.