В Воронеже научились двигать предметы глазами

Студент ВГУ разрабатывает систему управления различными устройствами с помощью глаз. Воронежское ноу-хау пригодится инвалидам, акулам рекламного рынка и производителям гаджетов дополненной реальности. Аналогов среди систем мониторинга движения зрачка пока немного.

Как сообщили в Воронежском госуниверситете, коллектив ученых под руководством заведующего лабораторией медицинской кибернетики, доцента Ярослава Туровского создал оригинальное, достаточно дешевое и простое устройство, которое "находит" зрачки пользователя и отслеживает их движение.

Обычную веб-камеру закрепляют на легком шлеме и направляют на глаза пользователя так, чтобы не мешать обзору. Специальная программа, обрабатывая данные с камеры, определяет направление взгляда и выдает соответствующие команды для внешнего устройства. Затем при помощи нейрокомпьютерного интерфейса человек подтверждает или опровергает выбранные команды. Таким образом, риск ошибок минимален. Если же машина "поймет" по глазам, что операцию надо отменить, то пользователю придется повторить процедуру ввода команд. Если же выбор будет одобрен, сигнал передадут на управляемое устройство.

- Вместе с окулографическими системами в последнее время все большую актуальность приобретают нейрокомпьютерные интерфейсы, - отметил автор проекта, студент факультета компьютерных наук Александр Алексеев. - Чтобы повысить устойчивость и качество работы нейрокомпьютерного и окулографического интерфейса, их можно объединить. Это позволяет существенно увеличить поток данных, получаемых от пользователя и передаваемых на компьютер, и практически устранить наиболее частые проблемы - ошибки и неустойчивую работу системы. В результате получается беспроводная система управления различными внешними устройствами и система "виртуального мира" в полном объеме.

Анализ движения глаз человека очень востребован в медицине (например, при реабилитации больных), в маркетинге (для определения наиболее привлекательной визуальной рекламы), в сфере юзабилити-тестирования (проверки эргономичности). Управление взглядом - мечта разработчиков электронных систем типа "умного дома", и очень скоро она обещает стать явью. Сегодня активно развивается рынок гаджетов дополненной и виртуальной реальности (для компьютерных игр), в них также можно интегрировать разработку воронежцев. Наконец, доступность подобных технологий должна улучшить качество жизни инвалидов.

Как "РГ" уже сообщала, лаборатория медицинской кибернетики ВГУ занимается целой серией нейрокомпьютерных проектов. Катализатором прогресса часто выступают запросы геймеров, а затем инновации доходят и до менее "продвинутых" и обеспеченных потребителей. В частности, здесь научились преобразовывать электрические импульсы мышц в движения "протеза" и "составлять" на экране тексты, угадывая буквы по сигналам мозга. А еще управлять инвалидной коляской легким движением зрачка. Как пояснял тогда "РГ" завлаб Ярослав Туровский, подобные технологии были опробованы еще в 1960-1970-х годах, но на тот момент научная общественность их не заметила. Теперь нейрокомпьютерные разработки в интересах геймеров финансирует бизнес, в интересах инвалидов - власти. Но, увы, в основном за рубежом.