Поделиться

    Какими будут российские боевые самолеты XXI века

    Вещи, которые были сделаны в СССР, всегда вызывают у нас ощущение надежности. Военная техника, в том числе самолеты тех лет, не исключение. Но пришло время, когда заслуженным истребителям и бомбардировщикам придется уйти на заслуженную "пенсию", ведь подросла достойная смена. О новых российских авиационных комплексах - в этом материале.

    ПАК ФА

    Впервые о "перспективном авиационном комплексе" стало известно в 2002 году, тогда ОКБ "Сухой" одержало победу во всероссийском тендере на изготовление самолетов пятого поколения, не производящихся ранее в России. Т-50 или по-другому ПАК ФА - это истребитель пятого поколения. Так что же это значит?

    В ВВС большинства ведущих стран около 20 лет назад сложились определенные критерии, основываясь на которых должна была производиться модернизация старых и разработка новых истребителей. Несмотря на большое количество схожих пунктов (например, "уменьшение заметности самолета в радиолокационном и инфракрасном диапазонах" или "сверхзвуковая скорость без применения форсажа"), доктрины создания 5-го поколения летающих машин у России и США существенно различаются. Прежде всего, различие лежит в показателе "сверхманевренности" - качества, которое позволяет самолету оставаться управляемым и устойчивым при закритических углах атаки. Также "сверхманевренность" отвечает за более совершенную систему наведения бортового оружия, которое можно навести и вне направления движения. Этот боевой прием называется "заход в заднюю полусферу противника", является одним из азов воздушного боя и берется за основу российскими проектировщиками.

    Лучше всего говорить о Т-50 в сравнении с его американскими коллегами - F-22 и F-35. Т-50 обладает рядом достоинств, которые ставят его существенно выше машин поколения 4++ и позволяют выигрывать у F-22 и нового F-35. Например, за счет худшей маневренности, F-22 и F-35 имеют существенные проблемы с поражением целей, находящихся вне вектора движения. Фактически, заход в заднюю полусферу корпуса американца будет означать для последнего верную гибель. Также ПАК ФА имеет в арсенале революционную технологию оптико-локационного обнаружения и новый радар на ее базе "ОЛС-50М". Он лучше радара, устанавливаемого даже на новые американские F-35, не говоря уже про Raptor.

    Первые поставки в ВВС России "красавца-истребителя" начнутся в 2017 году. Кстати, на базе ПАК ФА уже проектируется ПАК КА - новый палубный самолет, сообщает lenta.ru.

    ПАК ТА

    Разработка проекта стартовала в 2013 году. Самолет задуман как замена военно-транспортных гигантов Ан-22 "Антей" и Ан-124 "Руслан". Грузоподъемность нового "великана" точно еще не определена, по слухам она будет доходить до 200 тонн, что теоретически позволит погрузить на борт до четырех новейших танков Т-14 "Армата". Проектируемая дальность полета будет около 7000 километров.

    В марте 2015 года на заседании Военно-промышленной комиссии было озвучено, что 80 новейших ПАК ТА должны поступить в ВВС РФ до 2024 года. Производство нового военно-транспортного самолета будет развернуто в Ульяновске.

    ПАК ДА

    С 2009 года ведутся работы по созданию единого типа дальнего бомбардировщика, который в будущем сможет заменить Ту-22М3 и турбовинтовой Ту-95МС. Работу ведет ОАО "Туполев", а это значит, что на выходе мы гарантированно получим еще одну легенду российской авиации.

    Информации о проекте не так уж и много. Известно, что двигатели новый бомбардировщик получит от Т-160, правда, после их модернизации. Самолет будет выполнен по схеме "летающее крыло" и будет дозвуковым. Планируется увеличить время нахождения самолета в воздухе до дозаправки, с целью увеличения времени патрулирования. На своем борту ПАК ДА будет нести арсенал, включающий в себя, в том числе, новейшие гиперзвуковые крылаты ракеты.

    Интересно, что проект ПАК ДА будет осуществляться параллельно с перезапуском производства легендарного Ту-160. Полный переход на новые бомбардировщики ориентировочно планируется ближе к концу 2020-х годов.

    ПАК ДП

    Перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата проектируется как замена казалось бы вечному МиГ-31, который находится на вооружении ВВС с начала 80-х годов прошлого века. МиГ и сейчас даст фору многим зарубежным истребителям-перехватчикам, но в данном случае лучшее - это точно не враг хорошего. Первый полет ПАК ДП планируется в период между 2017 и 2019 годами.

    Несколько дней назад генеральный директор "НИИП имени В.В. Тихомирова" Юрия Белый заявил, что начались разработки нового радиоэлектронного комплекса для ПАК ДА.

    - Разработка системы "Заслон" истребителя-перехватчика МиГ-31 явилась этапной для нашего института и стала его "визитной карточкой". Поэтому, конечно, мы не могли остаться вне участия в работе по созданию нового радиоэлектронного комплекса для ПАК ДП. Начаты научно-исследовательские работы по определению облика системы на базе не только модернизированного "Заслона", но и всех последних разработок, включая "Барс", "Ирбис", радиоэлектронная система для ПАК ФА и других, - заявил Белый.

    Отметим, что "Заслон" до сих пор остается лучшим мировым бортовым комплексом по большинству характеристик.

    ПСШ

    ПСШ будет являться своего рода улучшенной версией штурмовика Су-25СМ. Все та же концепция "летающего танка" будет доведена до максимально возможного результата. Самолет получит самые современные характеристики малозаметности, полностью обновится электронная "начинка" штурмовика: системы связи, радиолокационное и навигационное оборудование. Особенно интересно, что в проекте самолета делается упор на неприхотливость к взлетно-посадочным полосам, что позволит использовать его повсеместно. Вооружение также будет полностью обновлено - самолет получит новые ракеты и новую систему спутникового наведения.

    Согласно проекту, первый свой полет ПСШ должен будет провести в 2020 году, а к 2025 году планируется полностью заменить Су-25СМ на новый штурмовик.

    Поделиться