17.08.2015 17:32
    Поделиться

    Мурманский музей ПВО пополнится утонувшей американской зениткой

    В Мурманской области отправили на реставрацию американскую зенитную пушку калибром 90 миллиметров, которую недавно подняли с военного транспорта "Томас Дональдсен", затонувшего в Кольском заливе возле острова Кильдин в марте 1945 года.

    Подъем пушки проводили водолазы управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) Северного флота, для которых эта работа стала одновременно учением по водолазным работам в условиях моря. Всего в подъеме участвовали 17 водолазов, которые работали парами, чтобы сократить время пребывания под водой.

    - Это не просто зенитное орудие, как считают многие, - рассказал заместитель командира 86-го аварийно-спасательного отряда Северного флота Денис Крец. - Это зенитно-артиллерийский комплекс М-20, который обслуживался расчетом из 13 человек. Он имел простейшие эхолокаторы и мог поражать воздушные цели на высотах до 17 тысяч метров, а его скорострельность составляла 12 выстрелов в минуту.

    По его словам, за время Великой Отечественной войны таких комплексов было произведено всего 250 штук. Часть из них была поставлена в Советский Союз - но, к сожалению, только перед самым окончанием войны. Предположительно, такие комплексы использовались при противовоздушной обороне особо важных объектов. Истинное предназначение комплекса пока неизвестно, его можно выяснить только из архивов. Пушку предполагается привести в подходящий для выставки вид силами инженерного батальона СФ. Полностью восстанавливать ее не станут, так как необходимые узлы и детали достать практически нереально.

    Помимо орудия, флотские водолазы подняли еще один образец американской техники. Предположительно, это каток, с помощью которого можно было разровнять временную взлетно-посадочную полосу для фронтовых самолетов. Пока марка катка не определена. Зенитку решено разместить в музее ПВО, а каток - в музее инженерной службы Северного флота.

    Напомним, транспорт "Томас Дональдсен" доставлял из США в СССР по ленд-лизу военные грузы - преимущественно технику и боеприпасы. Возле входа в Кольский залив он был торпедирован немецкой подводной лодкой и затонул на глубине около 60 метров, разломившись на три части. Именно с этого судна был поднят в 2014 году американский средний танк "Шерман". Сейчас его можно увидеть в музее авиации Северного флота.

    На транспорте очень много имущества, которое стоило бы поднять, отмечают военные. Но для этого нужно провести расчистку верхней палубы и трюмов транспортов, на что не хватило времени - подвела погода, которая долго не позволяла водолазами опуститься под воду. Было буквально несколько дней, которые пришлось использовать по максимуму. Танк удалось достаточно быстро поднять потому, что при ударе транспорта о дно его выбросило из трюма, и он находился на дне неподалеку от судна.

    - На судне находятся не только танки "Шерман" разных модификаций, - отметил главный инженер организационно-планового отдела УПАСР СФ Александр Немерцов. - Например, там есть паровоз, его рассмотрели при подводных съемках. На будущий год запланировано продолжение подъемных операций. Хотелось бы поднять еще один "Шерман". Подходящий для подъема танк находится в трюме, хорошо закреплен и прижат сверху другими грузами. Перед подъемом нужно его освободить. В условиях разрушенного судна, пролежавшего более 70 лет на морском дне, эту задачу выполнить очень непросто.

    Тем не менее, подъем образцов груза, который находился на транспорте, военные водолазы начали еще в 2013 году. Например, со дна удалось извлечь танковую рацию, которая валялась рядом и была хорошо различима на песчаном грунте, автомобильный радиатор и несколько снарядных гильз. Впоследствии из гильз в Санкт-Петербурге отчеканили несколько памятных знаков, которые затем раздали участникам международных полярных конвоев. Помимо прочего в разломанных ящиках были обнаружены одежда и обувь в упаковках. Судя по всему, она предназначалась кому-то из грузополучателей в СССР. Такая находка заставила военных немало удивиться. Вместе с прочими находками с транспорта подняли образец такой обуви, который внешне сохранился довольно неплохо. Когда эта находка оказалась на палубе и обсохла, то моряки увидели прекрасный лакированный ботинок. Однако через 3-4 часа от него осталась одна подошва с торчащими сапожными гвоздями. Все остальное под воздействием воздуха развалилось.

    - Это была не кожа, а прессованная бумага, покрытая сверху красивым лаком, - добавил Денис Крец.

    Поделиться