18.08.2015 10:00
    Поделиться

    Туристов заманят тульским пряником и рязанскими сластями

    Тульская и Рязанская области привлекут гостей гастрономическими брендами
    В регионах растет интерес к так называемым гастрономическим брендам - и у туристов, предпочитающих путешествия по родной стране заграничным поездкам, и у чиновников, и со стороны предпринимательского сообщества. Показательно, что на недавней выставке, устроенной в рамках Тульского туристического форума, акцент сделали именно на традиционные продукты, которыми богат регион.

    Во-первых, это тульские пряники, которые выпускают самых разных размеров и форм (есть даже символизирующий местную "оборонку" пряник-пистолет). Их медовый вкус неповторим, как и особый рисунок - печатных пряников больше не делают нигде. К тому же, они удобны в качестве подарка и уж точно не будут пылиться на полках. Во-вторых, все большую популярность обретает белевская пастила. История лакомства, которое делают из местных яблок (как правило, антоновских), уходит в глубь веков. А недавно в губернии открыли новый бренд - тоже вполне гастрономический. Это незамысловатый кренделек с маком - булочка-веневка. Но если ее еще трудно найти в продаже, то пряники и пастилу можно купить, наверное, в любом регионе. А потому больший интерес с точки зрения туризма представляют, пожалуй, уникальные гастрономические предложения тульских музеев.

    Так, в усадьбе "Ясная Поляна" создали специальную кулинарную экскурсию: гости могут поучаствовать в приготовлении блюд по рецептам Софьи Андреевны Толстой. Особенно любопытно попробовать знаменитый "анковский пирог". В музее первого российского ученого-агронома Андрея Болотова предложат сваренное по его рецептам уникальное яблочное варенье. В нем дольки крупных плодов почти прозрачные и какого-то удивительного янтарного оттенка. В то же время на Куликовом поле выпустили книгу о местной кухне, а приведенные в ней рецепты пытаются внедрить в здешнем общепите. Особенность "куликовской кухни", кстати, в том, что многие блюда крестьяне готовили на конопляном масле.

    "РГ" уже писала и о постном меню художника Василия Поленова. Семейные рецепты освоил ресторанчик, расположенный рядом с Поленовским музеем, и теперь активно продвигает этот гастрономический бренд. К сожалению, подобный симбиоз музея и общепита пока единичен. Хотя, приезжая в какое-нибудь любопытное место, турист, насладившись "пищей духовной", как правило, вспоминает и о насущной. Разного рода кафе и ресторанчики в местах притяжения туристов постепенно появляются, но местных разносолов в них не найти. Так, на родине Есенина в Константиново туристам предложат банальный "греческий салат". А приметой разнообразных фестивалей событийного туризма в той же Тульской области стали набившие оскомину шашлыки. А ведь для среднерусской полосы, пожалуй, более характерна, например, рыба на рожонках или печеная картошка.

    - Сегодня развитием инфраструктуры туризма занимается торговля, - поясняет замминистра культуры и туризма Рязанской области Ольга Голева. - Вот поехали наши предприниматели отдыхать в Турцию. Называют то, что там видели, верхом совершенства и, вернувшись, пытаются насаждать здесь пародию. А нет бы подумать: зачем в таком случае туристу ехать в Касимов, а не в Анталию? Сейчас менталитет постепенно меняется. Появляются аутентичные ресторанчики. Но периодически приходится слышать: "Что же нам, картошку с огурцами там подавать?". Так в ней, рассыпчатой, и вся прелесть!

    В Рязанской области, в отличие от соседней Тульской, нет признанных гастрономических брендов. Да и из усадебных блюд можно назвать разве что сбитень по рецепту матери первого русского нобелевского лауреата Ивана Павлова, который подают в его доме-музее. Но в Рязани пошли по пути соединения событийного и гастрономического туризма - организуют различные мероприятия кулинарно-аграрной тематики. Есть, к примеру, праздник огурца или фестиваль малины, где можно и ягоды купить, и узнать, как их выращивать, и съесть кусок гигантского пирога.

    В селе Заокское проводят фестиваль молочной продукции "За рекой пасутся ко…" Дело в том, что практически в каждом из трехсот местных домов держат не одну, а две, три и более коров. Есть даже семья, где четыре поколения занимаются производством молока и делают из него около сорока наименований продукции. А помимо местных фермеров на фестивале торгуют и все рязанские молочные комбинаты. Проводятся дегустации, интерес вызывает и конкурс красоты… среди коров. А на мастер-класс по взбиванию масла из сливок выстраивается очередь!

    Приметой фестивалей в Тульской области стали шашлыки, хотя для среднерусской полосы более характерна, например, печеная картошка

    Впрочем, один известный гастрономический бренд в рязанском крае все же имеется - как известно, в Рязани "грибы с глазами". Поговорка пошла с тех времен, когда Русь одолевали татары. Воины, стоявшие на защите границ, придумали правило: не проходить и не проезжать по грибным полянкам. И когда видели, что грибы потоптаны, понимали: здесь побывали незваные гости. Так "грибы видели врага". Сейчас в Рязанской области проводят грибной фестиваль. Врагов на нем не ловят, но соревнуются, кто больше соберет, а в итоге варят суп.

    Есть в Кадомском районе Рязанской области село Котелино - настоящий медвежий угол, в 280 километрах от Рязани. Это место больше связано с сельским туризмом, но гастрономическая нотка играет при этом значительную роль. Там подают квас с капустой - блюдо, чем-то напоминающее окрошку. А еще могут пригласить на уникальную котелинскую свадьбу. Здесь все особенное, в стародавних традициях - и подарки, и выкуп невесты. И, конечно, свадебный стол - со щами, пирогами и сыроегой. Это удивительный продукт - желтенькие шарики, по виду похожие на пончики. Но их не выпекают: зерно растирают до состояния пыли и смешивают с чем-то особенным. Угадывается вкус пшена с топленым маслом, но секрет приготовления местные жители не раскрывают.

    Как рассказала Ольга Голева, гастрономический туризм в регионе стараются развивать. С одной стороны, подстегивают на инициативы районных чиновников, с другой - стимулируют бизнес, обещая, к примеру, льготную аренду предпринимателям, разрабатывающим "рязанское меню". Постепенно эти усилия начинают давать плоды.

    Так, местные кондитеры, изучив архивы, нашли уникальные рецепты и разработали линейку "Рязанские сласти" - с облепихой, клюквой, земляникой. Обнаружилось, что прекрасный сыр делают в Ермишах и Сасове, а татары из села Азеево изготавливают отличную конскую колбасу. Что Спасский район знаменит своим луком, который зреет на местных огородах в любую погоду и лежит до следующего урожая, а родина Константина Есенина - Рыбновский район - капустой. Нашелся даже краевед, изучивший по архивам набор блюд, которые готовили крестьяне в Константинове, в том числе и мама поэта. Теперь, как обещает замминистра, при создании достопримечательного места "Есенинская Русь" в местном общепите это меню будет обязательно присутствовать.

    Еще вспомнилось, что в деревне Николаевка делали знаменитые "Деминские пироги" - с ревенем, яблоками, капустой и грибами. Не менее хороши кадомские пышки и мороженая земляника из Шилова. А в Сараевском районе разводят изумительного "парского карпа". В Касимове, который позиционируется как город двух культур, уже появляются кафе с татарской кухней. К тому же рядом ловят особенных карасей, которые чудо как хороши под сметаной. А чиновники от туризма посоветовали тамошним предпринимателям вместо красной икры предлагать туристам щучью. Такой уж точно нигде нет.

    Прямая речь

    Олег Сафонов, Руководитель Федерального агентства по туризму:

    - Гастрономический туризм надо обязательно развивать. Вкус продуктов, приготовленных по старинным традиционным рецептам, конечно, невероятен. К тому же производство продуктов питания натуральным образом, без использования гербицидов и химических удобрений - это огромный рынок. Увы, Россия на нем практически не представлена, хотя потенциал у нас колоссальный. Считаю, что у регионов, расположенных рядом с московской агломерацией, где проживает 20 миллионов человек, в этом смысле серьезная перспектива.

    Поделиться