18.08.2015 11:16
    Поделиться

    Во Владимире построили лучший беспилотник

    Молодые владимирские инженеры разрабатывают автономный беспилотник
    Выпускники и аспиранты Владимирского госуниверситета завоевали первое место в номинации "летательные беспилотные системы" на представительных полевых испытаниях "РобоКросс-2015" в Нижнем Новгороде.

    Квадрокоптер владимирских роботехников опередил пять беспилотников, представленных командами из Москвы, Нижнего Новгорода, Рязани. По условиям аппарат должен был в автономном режиме взлететь, совершить фотосъемку трех меток сначала по очереди, а затем всех вместе и приземлиться в круг радиусом 1,5 метра.

    Последнее задание оказалось самым сложным. Точность посадки обеспечила разработанная владимирцами вторая камера, корректирующая приземление. В итоге по сумме баллов их аппарат опередил ближайшего конкурента почти на тысячу очков, добившись абсолютной победы. Авторы же получили сертификат, дающий право претендовать на мини-грант фонда "Сколково" в пять миллионов рублей без привлечения соинвестора.

    До сих пор участники владимирской команды Le Talo Robotics вкладывали в проект собственные средства. Перспективы превращения научной идеи в бизнес-проект дало сотрудничество с инновационным центром "Сколково", которое началось год назад после "РобоКросс-2014".

    Выступить на всероссийских испытаниях владимирцев попросили коллеги из Ковровской технической академии. Изначально эти соревнования проводились по наземной технике, однако в прошлом году ввели новую дисциплину по летательным аппаратам, и ковровчане не успели подготовить свою команду. Владимирцы же неожиданно для себя завоевали второе место.

    А через месяц, в августе, был объявлен конкурс "Городская робототехника". Ставилась задача разработать решение, которое имело бы практическую пользу для муниципальной инфраструктуры. Одним из его условий было наличие статуса участника "Сколково". И владимирцы решили попробовать. Их проект оценивал экспертный совет из 10 ученых с мировыми именами. По меньшей мере семеро из них должны были дать положительные ответы на вопросы, является ли он инновационным, есть ли экономическая выгода, актуален ли проект на современном рынке и способна ли команда осуществить задуманное.

    В результате разработчики получили предварительный статус участников фонда, а в марте 2015 года стали его резидентами. Через два месяца на международном финале конкурса стартапов они представляли уже не команду, а фирму.

    Разработчикам квадрокоптера от 22 до 25 лет. И в команде единомышленников они оказались неслучайно.

    - Когда мы начинали, учитывали, что рынок беспилотников только формируется, но у него большие перспективы, - не скрывает Александр Гамаюнов. - В первую очередь, хотели применить знания в чем-то новом, стать специалистами в нарождающейся отрасли.

    Поначалу существовали два самостоятельных проекта. Два года назад Александр, заканчивавший магистратуру факультета информационных технологий, решил в одиночку собрать квадрокоптер из подручных средств. На это потребовалось три месяца, а результатом стала пара статей о методах управления аппаратом, участие в выставках научно-технического творчества молодежи и понимание, что в одиночку соперничать с коллективами инженеров невозможно.

    В перспективе один автоматизированный беспилотный аппарат будет способен заменить вертолет МЧС

    К работе над инновационной системой стабилизации для летательных аппаратов Александр Гамаюнов пригласил талантливую однокурсницу Марию Ходак. А на одной из областных выставок он познакомился с программистами Павлом Герасимовым, Дмитрием Егоровым и Елизаветой Григорьевой. Оказалось, что ребята занимались тем же самым и примерно на том же уровне, но кроме того работали над удаленной связью и мониторингом. В итоге решили объединиться, а вскоре к ним пришли физик Егор Притоцкий и программист Антон Марцен.

    - У нашего беспилотника большое будущее, - уверена Мария Ходак. - Со временем спрос на него будет огромный, он пригодится во многих сферах: геодезии, паспортизации объектов, разведке местности, обследовании линий электропередачи, спасательных операциях, наблюдении за автомобильными пробками, обнаружении лесных пожаров. В перспективе один автоматизированный аппарат, запрограммированный на поиск очагов возгорания в лесу, будет способен заменить вертолет МЧС.

    Владимирцы выбрали пока три направления. Во-первых, хотят использовать беспилотник в строительстве. С заданной высоты будут составлять планы участков и регулярно предоставлять актуальные фото с объектов. Это и ускорит сам процесс, и позволит избежать многочисленных конфликтных ситуаций, когда заявлено двухэтажное здание, а возведено четыре уровня.

    Во-вторых, сельское хозяйство. Квадрокоптер снимет площадь поля с точностью до сантиметра и определит, насколько густы посевы, где неисправна оросительная система. Наконец, еще одно направление, над которым сейчас работают, - схема паспортизации мест ДТП. Особенно остро эта проблема стоит в больших городах, где убытки из-за многочасовых пробок после аварий тянут на многие миллионы. Вместо сотрудников ДПС разработчики предлагают отправлять на место ДТП свой аппарат, который в считанные минуты соберет нужную информацию и передаст по назначению. После съемок сверху участники происшествия смогут отогнать свои машины и не мешать движению.

    С самого начала аспиранты и выпускники ВлГУ ставят перед собой сложную задачу: создать такую технику, которая управлялась бы не оператором с пульта, как обычно, а удаленно - с помощью компьютера и Интернета: чтобы аппарат сам взлетел, выполнил задание и передал данные, сам приземлился и в случае необходимости даже поменял батарейку.

    - К примеру, есть задание - провести аэрофотосъемку местности, - объясняет Павел Герасимов. - В компьютер вводится задание, затем программа выбирает, сколько аппаратов потребуется, куда и как полетит каждый из них, потом фиксирует и выдает результат. Система должна быть полностью автономна, участие человека при этом становится минимальным.

    Поначалу молодые люди мечтали о серийном выпуске беспилотников. Но вскоре поняли, что завод построить не сумеют: нет ни больших средств, ни опыта в логистике. Решили сделать упор на оказании услуг. И такая корректировка планов владимирцев полностью вписывается в задачу-максимум, которую они перед собой поставили.

    - Предположим, вы купили новый дачный участок и нужно составить его план,?- объясняет принцип услуги Павел Герасимов.?- С появлением таких аппаратов будет достаточно достать из кармана смартфон, зайти в приложение и нажать на одну кнопочку. Вскоре после этого на участок прилетит коптер и сам сделает подробные снимки нужной местности.

    Судя по уверенности, с какой об автономных беспилотниках говорят ребята, это дело уже недалекого будущего.

    Поделиться