Вообще для Ростова, как и для любого провинциального города, приезд крупных ИТ-инвесторов - событие из ряда вон выходящее. Может быть, единственная возможность достучаться до нужного человека, у которого есть не только деньги, но и уникальный опыт и связи.
"Южный IT-парк" взял шефство над девятью начинающими проектами всего девять месяцев назад. Их подучили, потренировали, прибавили уверенности, - и вот они уже оказались перед людьми, которые управляют многомиллионными состояниями и по несколько раз в год летают в Силиконовую долину. Поэтому неудивительно, что перед своим "выпускным экзаменом" в "Южном IT-парке" многие заметно волновались.
Тем не менее их выступления (иногда не совсем уверенные, местами слишком похожие на презентации Стива Джобса) вызывали не только снисходительные улыбки инвесторов, но и вполне живой интерес. Более того, некоторые стартаперы по итогам форума подписали инвестиционные соглашения с ростовчанами.
Нынешние стартаперы - в основном выпускники математических факультетов, очень хорошо освоившие программирование, но не всегда до конца понимающие законы бизнеса. По словам главы "Южного IT-парка" Романа Усатого, отобраны лучшие проекты региона. Но даже несмотря на это, многие в беседе с корреспондентом "РГ" признались, что во время обучения в инкубаторе они кардинально пересмотрели концепцию своего бизнеса. Один отказался от всех задуманных дополнительных сервисов, другой поменял предполагаемые источники дохода (например, планировал брать комиссию за услуги, а оказалось, что лучше брать фиксированную плату с продавца товара). Все без исключения расширили географию целевой аудитории. Если поначалу многие рассчитывали работать только в Ростовской области, сейчас масштаб всех проектов как минимум всероссийский. А некоторые всерьез намерены бороться за рынки Европы и мира. Девять бизнес-идей - девять сфер экономики: услуги, образование, менеджмент и управление, сельское хозяйство и так далее. Все проекты, абсолютно непохожие друг на друга, рассчитаны на разных клиентов с разным уровнем дохода.
- Нет смысла искусственно себя ограничивать, то есть делать проект, ориентированный на один регион. Мы сначала попробуем отработать нашу схему на Ростове, на втором этапе будем завоевывать российский рынок, а потом - мировой, - говорит руководитель сайта "По пути" Максим Савченко. Его сервис должен помочь горожанам добираться до работы на попутке, договорившись с водителем заранее. Несмотря на обилие похожих проектов, команда уверена в успехе: ведь поездка с "личным водителем" комфортнее, чем на маршрутках и дешевле, чем на такси. Да и водители получают неплохую компенсацию за бензин. Ездить дешево и с комфортом хотят не только ростовчане, но и жители Москвы, Пекина, Парижа или Мехико. Почему бы и нет?
Любопытно, но Ростовская область, обладая мощной научной ИТ-школой (Ростов и Таганрог знают айтишники не только в России, но даже в странах СНГ и Балтии), до сих пор не выпустила практически ни единого успешного стартапа. Основатель и управляющий Venture Club Александр Бородич рассказал, что он работал только с одной ростовской группой ребят. Но их проект оказался настолько замечательным, что они еще несколько лет назад все вместе перебрались в Латвию и сейчас очень успешно развивают проект, который ориентирован сугубо на европейский рынок. А директор по работе с регионами Венчурного фонда ФРИИ (самый большой венчурный фонд в Европе, которые инвестирует в интернет) Дарья Шубова призналась, что до форума ни с одним крупным ростовским проектом вообще не была знакома.
- Сейчас у нас в портфеле нет компаний из Ростова-на-Дону. Хотя из других городов-миллионников заявки идут уже давно. Казань, Екатеринбург, Новосибирск - из этих городов у нас уже около 10 - 15 команд, - рассказала эксперт. - Но здесь ничего страшного нет, у Ростова есть все данные для хорошего рывка. Два донских проекта находятся у нас в числе потенциальных партнеров. Думаю, "Южный IT-парк" даст хороший толчок к развитию этой сферы на юге.
- Очень важно показать себя перед крупными инвесторами. Для нас главное даже не деньги, а опыт. Инвесторы ищут свежие идеи, а мы - людей, обладающих стратегическим мышлением и возможностями воплотить это в жизнь, - поясняет владелец онлайн-магазина фермерских продуктов "Телега" Дмитрий Зарубин.
Бизнес-ангелы (так называют тех, кто вкладывает свои деньги в рискованные высокотехнологичные проекты) не раскрывают секретов и не называют своих возможных будущих партнеров. Но тем не менее, как стало известно "РГ", Venture Club обратил внимание сразу на два ростовских проекта. А один из крупнейших региональных банков после презентации проектов подписал соглашение об инвестировании трех миллионов рублей в портал Homie. Руководитель проекта Эдуард Ли, весьма успешный бизнесмен, генеральный директор и совладелец сети ресторанов, ранее более семи лет работал в розничных банках. Тем не менее он считает, что сейчас самые привлекательные бизнес-проекты связаны с информационными технологиями.
- Мы верим в свой успех. Сервис Homie появился, потому что мы в своем рестораном бизнесе столкнулись с проблемой, как повысить продажи и выстроить эффективный канал коммуникации с клиентами, - рассказал предприниматель. - То, что мы предлагаем, реально нужно. Поэтому мы не удивлены, что в проект хотят инвестировать. За интернетом будущее.