Как сообщается на сайте правительства, в ходе реализации документа будут создаваться новые музейно-мемориальные комплексы и тематические экспозиции по истории политических репрессий. Предстоит также разработать учебные пособия и образовательные программы, создать базы данных. В числе других мероприятий - открытие свободного доступа пользователей к архивным документам.
Концепция будет реализована в два этапа: первый этап - 2015-2016 годы, второй - 2017-2019 годы. "На 2017 год приходится 100-летие событий 1917 года и 80-летие событий 1937 года", - говорится в справке к документу.
Среди целей - партнерское взаимодействие государства и гражданского общества, преемственность культурного опыта, патриотическое воспитание молодежи.
Основополагающий документ в этой сфере ждали давно. Появление этой концепции - итог четырехлетней работы Совета по правам человека (СПЧ) совместно с администрацией президента, рассказал "РГ" член СПЧ, член правления Международного общества "Мемориал" Сергей Кривенко. По его словам, межведомственной комиссии, созданной специально для этого, пришлось столкнуться с сопротивлением. "Есть силы, которые, наоборот, пытаются поставить памятники Сталину в нашей стране, которые не желают дискуссии о жертвах репрессий", - пояснил правозащитник.
А между тем вся страна у нас была покрыта лагерями, где трудились и умирали тысячи. То, что осталось от этих лагерей, захоронения их жертв - все это до сих пор находят в первую очередь на территории Сибири, напомнил Сергей Кривенко. А еще на территории РФ - порядка сотни так называемых мест большого террора - массового расстрела. Работа по мемориализации этих страшных памятников прошлого до сих пор велась силами общественности - ее инициировали объединения жертв политрепрессий, родственников, общественные организации, школьные учителя... Иногда помогали деньгами местные власти - по собственному почину. Теперь будут помогать охотнее, уверен член СПЧ, ведь федеральные власти посылают своего рода сигнал одобрения этой важной деятельности.
"Уже давно настал момент, когда должно было подключиться государство, - считает правозащитник. - Многое предстоит сделать. Не хватает музеев, в ряде регионов до сих пор нет книг памяти жертв политических репрессий. Необходимы и дальнейшие действия по рассекречиванию архивов советского периода - весь массив информации о 30-50-х годах до сих пор не доступен".
Общественность ждет и федеральный памятник жертвам политических репрессий - тем более что в прошлом году президент дал распоряжение на эту тему.