Из кузбасского угля решили создавать моторное топливо

Согласно долгосрочной энергетической стратегии России, Кузнецкий угольный бассейн вплоть до 2035 года останется базовым для угледобычи. Однако жизнь доказывает, что пора не только менять подходы к освоению и использованию запасов твердого топлива, но и развивать отработку месторождений других полезных ископаемых.

В 2007-м президент Академии горных наук, член-корреспондент РАН Юрий Малышев подчеркнул, что стране, наращивающей экспорт минеральных ресурсов, следует серьезно озаботиться их глубокой переработкой и рациональным использованием для собственных нужд. Для собственной же энергобезопасности (учитывая, что в целом ряде крупных стран большая доля генерирующих мощностей работает на угле). Прошло всего несколько лет, и конъюнктура внешнего рынка угля начала ухудшаться на фоне роста железнодорожных и энерготарифов. Стало ясно: чтобы выжить, кузбасским угольщикам придется получать продукцию с высокой добавленной стоимостью.

Но, как заявил недавно замминистра энергетики РФ Анатолий Яновский, это не означает, что не будут осваиваться новые месторождения с благоприятным залеганием угольных пластов в традиционных районах добычи, к которым относится Кузбасс. С акцентом на местное использование угля - в частности, на развитие энерготехнологических и углехимических кластеров. Создание таких кластеров в Кузбассе предусмотрено уже на первом этапе долгосрочной энергостратегии. А на втором, как уточнил Яновский, "может начаться промышленное производство синтетической нефти из углей Кузнецкого и Канско-Ачинского бассейнов". И лучше всего для масштабной переработки углей в моторные топлива подходят угли Менчерепского месторождения (Восточный Кузбасс).

По "Программе развития угольной промышленности России" до 2020 года в регионе появятся новые шахты и разрезы суммарной мощностью более пятидесяти миллионов тонн угля в год. А программа закрытия старых убыточных шахт предусматривает продажу лицензий на новые участки с "нагрузкой" - с отработавшими свое предприятиями, требующими решения технических, экологических и социальных проблем. Этим летом состоялось три аукциона, победители которых получили в собственность ликвидируемые шахты Прокопьевска. Участок "Восточный 1" Нарыкского каменноугольного месторождения и шахтой "Зиминка" в придачу приобрело ЗАО "Салек", участок "Бунгуро-Листвянский 2-4" Бунгурского месторождения с шахтой "Зенковская" - ООО "ЭнергиЯ-НК", а участки Соколовского и Евтинского месторождения вместе с шахтой "Красногорская" достались ООО "Шахтоуправление "Майское".

- На 2015 год мы утвердили перечень из двадцати участков, в том числе - с ликвидационными работами и попутной добычей, - уточнил замначальника департамента по недропользованию по СФО, начальник отдела геологии и лицензирования по Кемеровской области Асламбек Гермаханов. - Недропользователи, выигрывающие аукционы, проводят там геологоразведочные и проектные работы, уточняют запасы. То есть мы увеличиваем распределенный фонд. Кроме того, за счет федерального бюджета проводятся анализ и оценка состояния угольной сырьевой базы Кузнецкого бассейна с разработкой предложений по рациональному использованию недр. Это позволит определить пути дальнейшего развития угольной отрасли, поможет росту инвестиционной привлекательности региона.

По мнению чиновника, наращивание объемов геологоразведки, сократившихся в разы по сравнению с советским периодом (когда, собственно, и создавалась минерально-сырьевая база страны), - одна из главных задач. Достичь прежних показателей сегодня нереально, однако нужно к этому стремиться. По данным Кузбасснедр, в 2014 году в Кузбассе на деньги недропользователей проведена геологоразведка на сумму 1,4 миллиарда рублей, а в 2015-м запланировано освоить на семьдесят миллионов больше. Что же касается видов работ, то основные проведены на уголь и благородные металлы. Золото специалисты называют вторым стратегическим полезным ископаемым в Кузбассе. По данным Кузбасснедр, в первой половине 2015 года обладателями 26 лицензий на добычу драгметалла стало шестнадцать предприятий.

Если же говорить о работе на перспективу, то этим летом специалисты АО "Запсибгеолсъемка", входящего в состав холдинга "Росгеология", приступили к геологическому изучению объектов в Алтайском крае и Кузбассе. По итогам будут составлены геологические карты, которые позволят оценивать перспективы территорий на золото, марганец и другие полезные ископаемые, которыми богат Кузбасс. Кстати, если объемы добычи россыпного золота за год здесь увеличились на 32,6 процента, то добыча строительного песка - на 37,7.

На территории Кузбасса детально разведано и учтено около 500 различных месторождений. В Кузбассе добывают источник сырья для производства алюминия - нефелиносодержащие породы (уртиты), а в пределах Салаирского кряжа разведаны месторождения меди. В Горной Шории и Кузнецком Алатау сосредоточены богатые запасы железных руд, под Междуреченском находится самое крупное в России Усинское месторождение карбонатных марганцевых руд.

Имеется в регионе и ряд их перспективных проявлений, требующих дополнительного изучения и переоценки. Кузбасские недра хранят руды цветных и легких металлов, огнеупорные и тугоплавкие глины, доломиты и кварциты (используются в металлургии), ильменит и минеральные краски. В регионе сотни месторождений стройматериалов, а также запасы цементного сырья и сырья для стекольной промышленности. Ценные залежи талька здесь одни из самых крупных в России. Между тем многие виды нерудных полезных ископаемых извлекаются лишь в незначительных объемах (причем и они снижаются), а какие-то и вовсе не востребованы. Того же строительного песка за год добыли 168 тысяч кубометров, в то время как балансовые запасы четырнадцати месторождений превышают 40,6 миллиона кубов.

По мнению экспертов, процедуру ввода месторождений нерудного сырья в эксплуатацию необходимо упростить.

- Мы стараемся по мере возможности максимально сокращать установленные законом сроки выдачи лицензий, - уточнил начальник департамента природных ресурсов и экологии Кемеровской области Сергей Высоцкий. - Как правило, их удается свести к минимуму. А для разработки субъектами РФ упрощенного порядка предоставления права пользования участками недр местного значения необходимо внести изменения в федеральный закон "О недрах".