19.08.2015 20:00
    Поделиться

    Россияне стали сами себе экономистами и кризис-менеджерами

    Россияне становятся сами себе экономистами и кризис-менеджерами
    Ничего хорошего в кризисе нет. Но и катастрофой он для россиян, к счастью, не стал. В этом его отличие от прежних дефолтов или "шоков", когда привычный мир у многих немедленно летел куда-то в тартарары.

    По данным ВЦИОМ, в последние полгода российские потребители во многом вынуждены были пересмотреть свои привычки, сократить некоторые статьи затрат домашнего и личного бюджета, отказаться от "приятных излишеств". Но при этом около 40% граждан в ходе опроса сказали, что ущемлять себя в расходах им пока не пришлось. Другое дело, что от "оптимизации" трат никуда не деться.

    Люди проявляют терпение и ставшую уже привычной "гибкость", чтобы как-то приспособиться к новым ценам при не слишком-то новых зарплатах. Первый и самый испытанный способ у нас - это "экономия на еде". Каждый третий опрошенный (32%) уже более полугода приобретает более дешевые продукты, чем в прежние времена, еще 28% поступают так сравнительно недавно. 31% вообще отказывается от чего-то привычного, но дорогостоящего. За время, прошедшее с января по июль, таких расчетливых покупателей стало заметно больше (на 10 процентных пунктов). Доля тех, кто отказывается от покупок, которые ему не по средствам, тоже выросла. Причем, по наблюдениям социологов, россияне уже давно вошли в режим подобной экономии - лишь 7% сказали, что только в последние месяцы вынуждены были сокращать траты и пересчитывать свой бюджет в сторону секвестра. 17% граждан вот уже больше полугода запасаются продуктами оптом и впрок, еще 14% практикуют это в последние месяцы. Треть опрошенных активно ищет подработку или пытается заняться собственным бизнесом. Некоторым пришлось пустить в дело отложенное на "черный день" - правда, почти три четверти россиян (71%) пока могут свои накопления на повседневные нужды не тратить.

    Можно лишь порадоваться за тех 40% респондентов, которые по-прежнему ни в чем себе не отказывают и антикризисных мер могут не применять. Остальные старательно "стелят соломку". 23% просят родственников или знакомых одолжить им денег, 22% берут банковский кредит или покупают товары в рассрочку. 37% занялись приусадебным садоводством и выращивают овощи и фрукты, разводят птицу, делают всяческие домашние заготовки в расчете на "долгую холодную зиму и большое семейство". Лишь каждый десятый создает себе валютные запасы и откладывает средства в долларах или евро.

    Крайняя степень обнищания - когда человек вынужден продавать ценное имущество (автомобиль, квартиру или дачу, одежду или книги), чтобы обеспечить пропитание себе и близким. У подавляющего большинства россиян (94%) до этого дело не дошло, о таких отчаянных шагах социологам сообщили лишь 5% опрошенных. И они очень рассчитывают, что ничего подобного с ними не случится, а кризис постепенно сменится подъемом.

    Но особой радости и более мягкие "антикризисные меры" у людей не вызывают. В кризис, конечно, не до жиру, конечно - но все же не слишком приятно, когда приходится в магазине "покупать меньше мяса или фруктов" (так поступают 8% граждан), вместо путешествий за границу или даже по родной стране - сидеть дома (12%). 4% признаются: они стали реже ходить в кино, дети "не гуляют нигде". 3% экономят сразу на всем. Кое-кому пришлось поставить крест на планах сделать в квартире ремонт, купить новую машину, бытовую технику и прочие вещи, без которых обойтись в принципе можно, но очень не хочется.

    2% вынуждены были экономить на собственном здоровье - не идти на плановую дорогостоющую операцию, не ездить в санаторий. Правда, и от вредных привычек из-за кризиса россияне отказываются неохотно. Лишь по 1-2% бросили курить или прекратили употреблять алкоголь.

    Что экономии неподвластно - это суммы в платежках за ЖКХ. Их граждане не в силах сократить при всем желании. По данным другого опроса ВЦИОМ, 83% россиян отметили рост стоимости услуг коммунальщиков, причем половина из них (49%) назвала повышение тарифов "значительным". Экономика должна быть экономной - пока это лозунг сугубо для "личного пользования".

    Инфографика РГ/Мария Пахмутова/Екатерина Добрынина

    Поделиться