В прокат выйдет комедия Джудда Апатоу "Девушка без комплексов"

Пригород Нью-Йорка, начало 90-х. Мужчина средних лет (Колин Куинн) объясняет двум девочкам, сидящим перед ним на капоте автомобиля, суровую правду жизни. "Вот представь, что у тебя есть кукла, и ты больше никогда в жизни не сможешь играть с другими куклами. А вокруг так много других кукол. Вам ведь, девочки, хочется поиграть с куклой-стюардессой? Или с куклой вашего друга, когда он об этом вас просит. А ваша, девочки, кукла уже и сама не хочет, чтобы вы с ней играли. Вот поэтому я и развожусь с вашей мамой. Запомните: моногамия - это чушь собачья!" Девочки послушно повторяют последнюю фразу за отцом.

Спустя 20 лет отцовские наставления пошли впрок лишь одной из дочерей. 30-летняя Эми (Эми Бет Шумер) работает в редакции мужского глянца и никогда не ходит на свидания с одним и тем же парнем чаще одного раза. Потребительское отношение к мужчинам и сексу заставляет барышню презирать свою сестру - красавицу, рано выскочившую замуж за толстеющего простака с ребенком от первого брака. Убеждения Эми начинают трещать по швам, когда она получает самое нелепое журналистское задание в своей жизни - написать большую заметку о хирурге, который ставит на ноги травмированных элитных спортсменов. Доктор Эрон (Билл Хейдер) оказывается обаятельным одиноким мужчиной, в котором души не чает лучший баскетболист мира Леброн Джеймс (неожиданно убедительная большая роль спортсмена, играющего самого себя). Во время очередного интервью с доктором Эми понимает, что безнадежно влюблена.

Синопсис "Девушки без комплексов" может произвести обманчивое впечатление, что перед нами очередная шаблоннная романтическая комедия о том, как встретились два неподходящих друг другу одиночества, но после серии передряг вдруг осознали, что без финального поцелуя в диафрагму им жизнь не мила. Однако уже оригинальное назывние "Девушки" Trainwreck (которое означаетболее-менее "Разрыв шаблона"), намекает, что это не так. Как и многие лучшие вещи Джудда Апатоу, эта комедия имеет с рядовыми жанровыми родственниками лишь формальное сходство.

Современный ромком - едва ли не самый кондовый и один из самых изживших себя жанров современного кино, в котором вместо полнокровных персонажей режиссеры давно подсовывают зрителю голые схемы ("офисная стерва", "неприступный красавец", "неуверенная в себе простушка"), а сценарии в абсолютном большинстве случаев будто бы пишутся человекоподобными роботами. Но Апатоу на фоне своих коллег по цеху выглядит как "Титаник" рядом с утлыми суденышками - его совершенно не напрасно называют главным комедиографом современного Голливуда. Именно он десять лет назад совершил маленькую комедийную революцию, выпустив подряд "Сорокалетнего девственика" и "Немножко беременную" - без дураков великолепные картины, в которых цинизм персонажей уживался с их трогательной душевной невинностью , а скабрезность шуток уравновешивалась искренней сентиментальностью месседжа. В сущности, все знаковые проекты Апатоу, от "Суперперцев" до "Немножко женатых", от "Приколистов" до "Девичника в Вегасе" (да, его картинам не везет в России с локализацией названий) - едва ли не самое человечное, что есть в современном коммерческом американском кино. Его персонажи похожи на людей не только тем, что они многомерны в драматургическом смысле. Они еще и внешне совсем не вписываются в слащавый канон ромкома. Апатоу, например, первый додумался использовать корпулентного Сета Рогена в амплуа героя-любовника. В его фильмах зажглась звезда Джоны Хилла, который быстро стал всеобщим любимцем в образе комического толстяка. Про Мелиссу Маккарти, которую сегодня нередко называют главным комиком Голливуда 10-х годов, также начали говорить как о звезде после роли в продюсерском проекте Апатоу. "Девушка без комплексов" в этот ряд вписывается идеально - исполнительницу главной роли Эми Бет Шумер сложно представить на подиуме, а вот на соседнем сиденье в метро - сколько угодно.

Помимо всех прочих достоинств, фильмы Апатоу точно рассказывают нам о современности - все они так или иначе эксплуатируют тему всеобщей инфатильности поколения 30-летних, которые совершенно сознательно не хотят взрослеть. "Девушка без комплексов" и об этом тоже - для главной героини промискуитет является доказательством того, что она не стала скучной теткой, которая вот-вот начнет выгуливать собак в Центральном парке - как два персонажа Марисы Томей и Дэниела Рэдклиффа, которые здесь уморительно пародируют штампы американского инди-кино в маленьком фильме внутри фильма.

Кстати, о пародиях на штампы. "Девушка" в какой-то момент начинает вести себя по отношениям к законам жанра весьма фрондерски - Апатоу издевается над набившими оскомину клише - например, сопровождает умильную романтическую нарезку о начале отношений персонажей, язвительными комментариями героини. Но в конечном счете Апатоу понимает, что главная функция романтической комедии - быть Великим Утешителем. Поэтому традиционно обставленный хэппи-энд (пусть и не без ироничного отлива) неизбежен и здесь. Но если в большинстве остальных случаев от такого расклада за версту несет сценарной механикой и фальшью, то вслучае с Апатоу в трансформацию героини веришь безоговорочно.

Именно это и называется искусством кино.