26.08.2015 18:00
    Поделиться

    В РФ предложили создать фонд, гарантирующий работникам выплату зарплаты

    Рабочие предприятий-банкротов не должны ждать месяцами, когда им выплатят долги по зарплате. Власти Костромской области считают, что в этом случае выплатить честно заработанное должен государственный фонд, который потом сам будет разбираться с недобросовестными работодателями.

    Конец прошлого года. В Костромской области суд арестовывает имущество крупного завода "Стромнефтемаш", который делает оборудование для нефтедобывающей отрасли. Здесь не платили зарплату более полугода, а 465 рабочих руководство завода постоянно кормило обещаниями.

    До этого часть зарплаты сотрудникам удалось получить от нерадивых хозяев только после обращения к губернатору Костромской области Сергею Ситникову. Но и тогда полностью решить проблему не удалось. Меж тем суммарный долг предприятия перед сотрудниками превысил 37 миллионов рублей. В итоге в Следственном комитете пришли к выводу, что деньги у "Стромнефтемаша" есть, однако используют их почему-то не на выплаты долгов рабочим. Далее последовала стандартная процедура - арест имущества завода и его продажа.

    "Продано здание, которое принадлежало заводу, сейчас продается оборудование, - рассказывают в управлении Федеральной службы судебных приставов по Костромской области. - В числе проданного имущества - "лендроверы" и "джипы"

    Сейчас судебным приставам удалось сократить долг по зарплате до 14 миллионов рублей. Однако выяснилась странная вещь: даже при том что закон на стороне рабочих, делом о выплате зарплаты плотно занимались следователи, приставы, суды быстро принимали решения, а областные власти держали ситуацию под жестким контролем, проблема все равно затягивалась и затягивалась… Да, рано или поздно имущество завода продадут и с рабочими рассчитаются, но сколько времени это займет? И на что в это время жить людям, которые много месяцев ждали, когда владельцы предприятия с ними рассчитаются?

    Костромские власти предложили законодательное решение проблемы, которое позволило бы сделать так, чтобы юридические разбирательства с недобросовестными владельцами не затягивали выплату зарплаты рабочим.

    Кроме того, было понятно: нужно создать механизм, когда права пострадавших работников, оставшихся без зарплаты, могли бы защитить сами власти. В ходе дела "Стромнефтемаша" выяснилось, что далеко не все рабочие готовы отстаивать свои права, обращаться в суд и прокуратуру. Дело дошло до того, что костромские силовики сами обратились к работникам предприятия с просьбой активнее подавать иски против руководства завода. Без заявлений самих пострадавших что-то сделать оказалось очень сложно. Но объединяться для защиты своих прав рабочие не торопились.

    "В нынешней ситуации мы видим, что людям сложно объединиться, чтобы отстаивать свои права, - говорит первый заместитель председателя Костромской областной Думы Алексей Ситников. - У властей больше возможностей, полномочий, чтобы работать с приставами, побуждать правоохранительные органы активнее действовать, а также контролировать саму ситуацию".

    В итоге по распоряжению костромского губернатора был подготовлен проект закона о создании гарантийного фонда заработной платы.

    Он даст возможность финансово помогать рабочим неплатежеспособных предприятий в случае их банкротства или неисполнения обязательств по выплате зарплаты. А позднее эти выплаченные рабочим средства вернутся в фонд за счет продажи имущества предприятия-банкрота. Иными словами, рабочим не придется ходить по судам и месяцами ожидать выплаты честно заработанных ими денег.

    "С одной стороны, федеральное законодательство стоит на стороне людей, которым не выплатили зарплату. В случае если имущество предприятия-банкрота продается с торгов, вырученные средства преимущественно перед другими кредиторами идут на выплату долгов по зарплате. Однако в реальности бывает и так, что все затягивается: пока активы такого предприятия продадут, пока будут получены средства, проходит много времени. А люди, которым не заплатили их деньги, хотят есть сегодня. И они не должны гадать, доживут ли они до выплаты долгов или нет", - рассказывает депутат Костромской областной Думы, руководитель ЗАО "Костромской завод автокомпонентов" Сергей Калашник.

    Он взял на работу около трех десятков рабочих обанкротившегося "Стромнефтемаша" и считает, что создание фонда, гарантирующего выплату зарплаты, назрело.

    После создания фонда рабочим не придется ходить по судам и ожидать выплаты честно заработанных денег

    "Конечно, такое, как на "Стромнефтемаше", сейчас происходит достаточно редко. Но такие случаи есть. Для них и нужен гарантийный фонд, который страховал бы рабочих", - говорит Сергей Калашник.

    Костромские депутаты поддержали инициативу губернатора. Однако гарантийный фонд может быть создан, только если будут внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство.

    "Эта проблема не является проблемой только Костромской области. Подобные случаи были и в других регионах, поэтому изменения в законодательстве должны происходить все-таки на федеральном уровне: в первую очередь в Трудовом кодексе РФ, - комментирует заместитель губернатора Костромской области Елена Карпенко. - Мы посмотрели практику и опыт соседних государств. В частности, в Белоруссии и Казахстане созданы резервные фонды заработной платы. Это означает, что бремя финансовых рисков ложится не на работников, а на гарантирующее учреждение, которое располагает определенной суммой денег".

    В июле костромские депутаты внесли свою инициативу на рассмотрение Государственной Думы. Трудовой кодекс РФ предлагается дополнить статьей "Гарантийный фонд заработной платы". Для управления фондом будет создана государственная корпорация "Агентство по выплате заработной платы". Финансировать новый фонд депутаты предлагают за счет средств федерального бюджета, денежных средств и иного имущества, которое будет получено после продажи имущества предприятия-банкрота, процентов по остаткам денежных средств, находящихся на специально открытом счете агентства.

    Разумеется, кто-то может задать вопрос, справедливо ли то, что за долги одного предприятия придется расплачиваться за счет бюджета, даже если потом эти расходы будут компенсироваться.

    "Мне кажется, взаимопомощь - это нормально. Гарантийный фонд зарплаты - это фактически страховой фонд. А в случае со страховкой именно так все и обстоит: за нее платят многие, но все понимают, что, скорее всего, ничего неприятного с ними не произойдет, и страховку им получать не понадобится. То есть платят все, но получают выплаты только те, у кого действительно неприятности. У нас в России всегда взаимовыручка была хорошо развита. Нельзя же жить по принципу "человек человеку волк", - говорит Сергей Калашник.

    Кроме долгов по зарплате организаций, признанных банкротами и ликвидированных, гарантийный фонд будет выплачивать заработную плату и в других случаях, когда работодатель не исполняет эту обязанность.

    Разумеется, сразу возникает вопрос, удастся ли грамотно проконтролировать, как фонд распоряжается средствами.

    "Думаю, что проблем с контролем над этими финансами не возникнет. В зависимости от того, в каком виде будет принят закон о гарантийном фонде, контролировать расходование средств смогут и власти, и Законодательные собрания в регионах, - говорит Алексей Ситников. - Кроме того, расходовать средства фонда можно будет только на одно - выплату долгов по зарплате рабочим".

    Обсуждение инициативы из Костромы о создании гарантийного фонда зарплаты должно состояться в Государственной Думе после возвращения депутатов с парламентских каникул.

    Поделиться