Российские пенсионеры и подростки смогут путешествовать дешевле

В России создается национальная система бронирования авиабилетов, рассказал в интервью "РГ" руководитель Ростуризма Олег Сафонов. В нее также могут добавить возможности оформления перевозок по железной дороге, водным и автомобильным транспортом и даже включить заказ экскурсий. Это должно способствовать развитию внутреннего и въездного туризма, а также снижению цен на отдых. А для удешевления авиаперевозок предлагается ввести механизм адресного субсидирования. Впрочем, рассказали в Ростуризме, цены на некоторые внутренние рейсы уже снизились благодаря соглашению поставщиков топлива с рядом авиакомпаний.

Олег Петрович, как должна работать национальная система бронирования?

Олег Сафонов: В мире функционирует немало подобных систем - порталы по бронированию авиабилетов, отелей, автомобилей и других услуг. Они позволяют пользователям, в данном случае мы говорим о туристах, не отходя от компьютера, в несколько "кликов" получить необходимую информацию обо всем спектре предложений на рынке и выбрать подходящий вариант. Кроме того, подобные системы развивают конкуренцию между поставщиками услуг, а, значит, это влияет на снижение цены и повышение качества для потребителей.

Однако сегодня бронирование авиабилетов происходит в основном через зарубежные компании, которые формируют соответствующие базы с персональными данными российских граждан. Данная ситуация неприемлема с точки зрения современного российского законодательства. Не способствует она и обеспечению национальной безопасности. Поэтому принято решение о разработке национальной системы бронирования авиабилетов.

Мы же хотим пойти еще дальше и объединить с этой системой создаваемый нами национальный мультиязычный туристский портал Russia.travel, содержащий информацию о рекреационных участках, культурных и исторических достопримечательностях российских регионов. То есть, билеты плюс вся информация, полезная российским и иностранным туристам. Но это первый этап.

Следующий - аккумулирование в национальной системе возможностей бронирования билетов на перевозки железнодорожным, водным транспортом, а также гостиниц и даже экскурсий.

Как известно, Россия располагает огромным санаторно-курортным комплексом. Есть очень хорошие, эффективно работающие здравницы, умеющие продвигать свои услуги на рынке. Но немало и таких, которые отстают по ряду показателей, в том числе, по технологиям продвижения. Важно сделать их активными участниками рынка. Например, собираясь на отдых в Крым, турист должен, открыв систему бронирования, видеть, что жить можно не только в пансионате или гостинице, но также есть возможность забронировать номер в санатории и вместе с полноценным питанием и отдыхом на хорошем санаторном пляже еще и воспользоваться программой лечения.

Национальная система бронирования билетов в итоге должна стать порталом с комплексом услуг для туристов

Но здесь нужна активность и самих средств размещения. Многие до сих пор не имеют своей автоматизированной системы, позволяющей в режиме реального времени транслировать цены и наличие свободных номеров. Если в регионах не будет заинтересованности, какую бы систему мы не создали, актуальность данных в ней будет низкая, и ее ценность в глазах туристов упадет.

Конечно, на развитие туризма влияет множество факторов. Но национальная система бронирования с активной обратной связью из регионов может отчасти поправить положение дел в санаторно-курортном комплексе, во всяком случае, способствовать его загрузке круглый год.

Не случится так, что система самостоятельных бронирований добавит трудностей туроператорам и турагентам? Сейчас растет конкуренция между самостоятельным и организованным туризмом.

Олег Сафонов: Это мировая тенденция. И, с учетом развития технологий, это нормально. Но люди все разные, кому-то комфортнее все делать самому. А кто-то предпочитает пользоваться услугами специалистов. Должен быть выбор. И главное, чтобы специалисты были действительно специалистами, и их услуги были прозрачными и безопасными.

Не случайно одной из ключевых тем прошедшего 17 августа в Ялте заседания Президиума Госсовета по вопросам развития туризма стало регулирование деятельности турагентств. До недавних пор все попытки навести порядок, даже после серии прошлогодних банкротств, имели отношение только к туроператорскому сегменту, то есть к тем компаниям, которые занимаются формированием и продажей туров. Турагентства же являются только продавцами, работая за комиссионное вознаграждение операторов. И эта розничная продажа турпродуктов никак не регулируется, случаются и мошенничества. Вплоть до сегодняшнего дня никто даже не знает точного количества агентств, называются разные цифры, от 15 до 30 тысяч.

Поэтому, чтобы упорядочить этот сегмент, надо, во-первых, создать единый федеральный реестр турагентств. Я очень надеюсь, во всяком случае, это прозвучало на Госсовете, что такой реестр будет в ближайшее время создан при Ассоциации туроператоров в сфере выездного туризма "Турпомощь". Считаю это абсолютно логичным, потому что "Турпомощь" зарекомендовала себя, как эффективно действующая структура во время прошлогодних банкротств. Когда приостановили деятельность более 20 крупных туроператоров и потребовалось срочно эвакуировать в Россию более 50 тысяч человек, это было сделано во многом благодаря тесному взаимодействию агентств с "Турпомощью".

Кроме того, на базе "Турпомощи" уже отработан механизм формирования компенсационного фонда, из которого расходуются средства, когда надо оказать помощь туристам. Такой же фонд может быть создан и для агентств. Опережая ваш вопрос, скажу, что величину взносов в компенсационный фонд должны определять сами агентства, это не задача федерального агентства. Но взносы должны быть разумными. Можно взять определенную статистику - сколько агентских компаний уходит с рынка, каков средний размер ущерба и, исходя из этого, посчитать, сколько необходимо денег. В конце концов, величину взносов и размер фонда всегда можно подкорректировать, исходя из объективных реалий.

В то же время я знаю, что турагентствами уже создан один компенсационный фонд. Поддерживаю их инициативу. Но вместе с тем хочу отметить, что наиболее эффективным, вероятно, будет фонд при "Турпомощи" просто потому, что агентский рынок не может функционировать сам по себе, без туроператорского. А в сфере объединения туроператоров в выездном туризме у нас уже есть отработанные механизмы.

Означает ли это, что присутствие агентства в едином федеральном реестре будет давать ему право на работу? И когда может начаться вступление в него?

Олег Сафонов: Теоретически, действительно надо регулировать агентский рынок по аналогии с туроператорским. Мы исходим из того, что туроператоры должны взаимодействовать с прозрачной, здоровой и эффективно работающей частью турагентского рынка. При этом инициатива создания единого федерального реестра, компенсационного фонда турагентств исходила от добросовестных игроков. Будем и дальше опираться в этой работе на мнения здоровой части рынка. Разумеется, систему, о которой я рассказал, можно построить только во взаимодействии с бизнесом, и его участие должно быть добровольным.

Теперь о сроках. Принято решение о создании специального комитета по турагентскому рынку в рамках наблюдательного совета ассоциации "Турпомощь". В него вошли представители крупнейших турагентских сетей. Комитет займется разработкой конкретных механизмов. На заседании наблюдательного совета мы их проанализируем, если будет необходимо, подкорректируем, и дальше обратимся в Министерство культуры России с просьбой внести их в новый законопроект о регулировании туротрасли, к рассмотрению которого Госдума вернется осенью. Есть и другие варианты, но такой мне кажется оптимальным.

А вообще, возвращаясь к началу нашего разговора об организованном туризме, считаю, что у этого сегмента есть будущее только в случае прозрачной работы и конкурентных предложений. Если готовые туры и организованные групповые поездки будут дешевле, то туроператоры и агентства всегда будут востребованы.

Отдых в этом году за рубежом сильно подорожал, неважно - компонуешь тур сам или обращаешься в агентство. В том числе по этой причине многие летом сделали выбор в пользу Черного моря. Но лето заканчивается. Осенью прекрасно на Байкале, на Камчатке, но перелет туда стоит дорого. А впереди еще зимние каникулы, и ко многим отечественным курортам также не подступиться.

Олег Сафонов: Стоимость зарубежных туров сильно зависит от курсов иностранных валют, а те, в свою очередь, от ситуации на нефтяном рынке. Мы видим, что происходит, поэтому то, что сейчас дорожает отдых за границей, неудивительно.

Общая конъюнктура не может не затрагивать и отечественный сегмент авиаперевозок. Но, конечно, вопросы здесь возникли не вчера. Действительно, себестоимость перевозок в России, особенно с учетом больших расстояний, в 1,2-1,5 раза выше, чем в развитых зарубежных странах, на 20-30 процентов больше удельный расход топлива. Доля перевозок в среднем занимает 50-70 процентов в стоимости туров. И это, конечно, тормозит развитие не только внутреннего, но и въездного туризма. Ведь интуристы, прилетающие в Москву и Санкт-Петербург, также хотели бы побывать в других российских регионах, но их, как и многих россиян, смущает цена перелетов.

Не первый год звучат идеи о субсидировании авиаперевозок. И это, кстати, уже делается в отношении некоторых регионов Сибири и Дальнего Востока, при этом летать туда по льготной цене могут все желающие. Эксперты, в частности из Российского союза туриндустрии, предлагают расширить программу субсидирования, например, убрать ограничения по сезону и перечню маршрутов. И вместе с тем повысить ее адресность. Приоритет должны иметь организованные группы туристов. Я поддерживаю эту инициативу прежде всего в отношении перевозок тургрупп детей, людей с ограниченными физическими возможностями, пенсионеров. Возможно, стоит подумать о субсидировании авиарейсов в рамках пакетных туров на основные наши курорты - в Крым, Краснодарский край, Кавминводы.

По экспертным оценкам, это можно сделать путем оказания целевой государственной поддержки регионам. И уже власти на местах вместе с туроператорами должны решать, какие группы туристов отправлять на отдых по льготной цене.

В то же время у коллег из других ведомств есть идеи создания транспортных хабов в разных частях страны, куда надо организовать прямые рейсы из мест, дающих хорошие турпотоки, в том числе из-за рубежа. И эта инициатива, безусловно, заслуживает внимания. Также для развития въездного туризма, считаю, надо расширять практику скидок на авиа- и железнодорожные перевозки по системе международных дисконтных удостоверений. Нужна и национальная система скидок.

От кого зависит реализация этих мер?

Олег Сафонов: Обозначенные темы находятся в компетенции различных ведомств. По итогам заседания Госсовета каждое получит конкретное поручение. Будем отрабатывать.

Что касается инициатив, то они могут исходить как от профильных ведомств, так и от экспертного сообщества. Но, не дожидаясь поручений, Ростуризм, например, в июне этого года подписал меморандум о сотрудничестве в сфере туризма с Группой компаний "Аэрофьюэлз", заправляющей самолеты более 100 авиакомпаний. Этот документ предполагает скидки на топливо российским авиакомпаниям, летающим на отечественные курорты. И, по данным поставщика, уже достигнута договоренность, например, с авиакомпанией "Трансаэро" по направлениям Нижний Новгород - Сочи, Пермь - Сочи на скидку в размере 14 процентов, с авиакомпанией "Ижавиа" по направлениям Уфа - Анапа, Уфа - Сочи на скидку в 12 процентов, а также с авиакомпанией "Ямал" о 13-процентной скидке на рейсы Курган - Сочи. По оценке ГК "Аэрофьюэлз", скидка на топливо уже позволила уменьшить стоимость билета в среднем на 7-8 процентов. Пока речь идет примерно о десятке курортных регионов, в том числе и о Камчатке и регионах Байкала, о которых вы сказали, но их будет больше. Авиакомпаниям это выгодно, потому что увеличится турпоток. Если самолеты будут заполняться на 100 процентов, будет больше рейсов.

Вместе с тем хочу отметить важность повышения доступности всех видов перевозок в России. Возьмем железнодорожные. Летом, например, надо увеличивать количество плацкартных вагонов в поездах для проезда групп детей на наши курорты. Кроме того, необходимо упростить покупку билетов для детских групп через Интернет. Сейчас появляются очень интересные железнодорожные туристические маршруты, под которые выделяются отдельные поезда, курсирующие по интересным местам. И эту практику надо расширять.

Большое значение имеет развитие круизного туризма - морского и речного. Специализированные крупные пассажирские порты в стране работают только в Санкт-Петербурге, Сочи, Мурманске и Владивостоке. Конечно, этого недостаточно. При этом в России протяженная сеть внутренних водных путей - более 100 тысяч километров. Такая сеть позволяет организовать различные круизные маршруты. Но есть ряд препятствий на этом пути. Это и недостаточно эффективное управление портовыми причальными гидротехническими сооружениями, и наличие лимитирующих участков в Единой глубоководной системе, и изношенность водного транспорта. По данным Росстата, почти половина речных и озерных судов эксплуатируются больше 35 лет, а треть морских пассажирских - более 30 лет. Есть очень перспективный турпродукт "Русская Арктика", предполагающий путешествия по Северному морскому пути, он был бы интересен как нашим гражданам, так и иностранцам. Но не хватает современных ледоколов.

Отдельная сложная тема - автодороги. Автомобильный туризм весьма доступный и демократичный вид путешествий, особенно в развитых странах. В России это тоже мог быть перспективный сегмент, но мы знаем, какие есть проблемы. Начиная от того, что далеко не в каждом городе прилета можно без проблем арендовать автомобиль, кстати, это касается даже самых развитых наших турцентров, и заканчивая нехваткой скоростных автомагистралей хорошего качества. Нужны специализированные парковки для туристских автобусов в аэропортах, вокзалах, речных портах, в непосредственной близости от объектов показа. А у нас не хватает даже обычных парковок.

Кстати, этими проблемами должны заниматься и региональные власти. Кому, как не им, надо, например, решать с местным бизнесом такой элементарный, казалось бы, вопрос, как предоставление туристам автомобилей в аренду. То же касается специализированных парковок или строительства нормальных дорог к местным достопримечательностям. Есть очень красивые места, заповедные, но к ним невозможно добраться. А ведь решение вопросов транспортной доступности способствовало бы увеличению турпотока, а значит, занятости людей на конкретной территории, повышению доходов местных бюджетов.

Эксперты считают, что нужен отдельный закон по регулированию гостиничной отрасли. С этим тоже не все гладко.

Олег Сафонов: Безусловно, гостиничная отрасль в России также требует внимания. Не уверен на счет отдельного закона, но отдельные положения можно прописать в рамках нашего основного 132-го федерального закона "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации".

Гостиничный сегмент является серьезной отраслью экономики. В целом по стране число гостиниц выросло более чем в два раза, до 16 тысяч. Чтобы упорядочить работу на этом рынке, сделать его перспективным, предлагается ряд мер. Первое. Надо ввести обязательную классификацию гостиниц в России. На эту тему много дискуссий, звучат мнения о дополнительной нагрузке на бизнес, но без обязательной классификации не повысить конкурентоспособность, а значит, не сделать более доступными цены. Мне часто приводят примеры, что номер в средней гостинице в каком-нибудь провинциальном российском городе может стоить дороже, чем в европейской столице. При этом не факт, что качество услуг там будет выше. Турист должен понимать, где он останавливается и сколько это стоит. И еще: в стране сложилась странная ситуация, когда для одних регионов классификация является обязательной, а для других - нет. Требования ко всем должны быть одинаковые. Кстати, предложение об обязательной классификации гостиниц уже внесено в новую редакцию нашего законопроекта.

Для получения права на работу турагент должен попасть в реестр, а частник, сдающий жилье, - купить патент

Кроме того, для диверсификации туристского потока надо строить больше гостиниц экономкласса. Но у нас при наличии высокого спроса на бюджетные варианты размещения девелоперы предпочитают строить 4- и 5-звездочные отели, так как срок окупаемости этих проектов сокращается за счет высоких цен на услуги. Также тенденция последних лет - проникновение международных гостиничных сетей на российский рынок. Ничего не имею против этого, но размещение в них стоит недешево. И если мы говорим об интересах различных групп туристов, надо разработать механизмы приоритетного участия отечественных гостиничных операторов в тендерах на строительство и управление новыми экономичными объектами размещения.

Третий момент связан с существенным повышением налога на имущество для многих гостиниц. Возможно, здесь стоит пересмотреть систему расчетов и разработать механизм субсидирования и льготного кредитования строительства социально значимых объектов, к которым относятся детские лагеря, гостиницы для людей с ограниченными физическими возможностями.

Кроме того, не мешало бы провести инвентаризацию всех объектов размещения для формирования туристских паспортов регионов. Нужен и федеральный реестр гостиниц, критерием обязательной регистрации в котором должно быть наличие свидетельства о прохождении классификации. А для повышения качества обслуживания в самих гостиницах надо ввести обязательную сертификацию услуг.
Кстати, это касается и аккредитации гидов-переводчиков. На эту тему тоже было много дискуссий. Но вопрос решен. Аккредитовывать их должны местные власти, делать они это обещают бесплатно. Это, кстати, важный момент. Туризм ведь является частью государственной идеологии. И очень важно, кто говорит, как говорит и что говорит туристам, как российским, так и иностранным.

А как вы относитесь к предложению сделать обязательным оформление патента для частников, сдающих жилье туристам?

Олег Сафонов: С таким предложением выступил глава Республики Крым Сергей Валерьевич Аксенов, и Ростуризм его поддерживает. Смотрите, только в Крыму порядка 14 тысяч домовладений, сдающих жилье туристам. "Частники" работают в основном без регистрации и уплаты налогов, особо не заботясь о качестве предоставляемых услуг. Это негативно влияет на общую экономическую ситуацию в регионах и на развитие туристского комплекса.

Патент нам видится наиболее разумной формой. Человек, использующий так называемую форму самозанятости, то есть не являющийся предпринимателем с привлечением наемного труда, оформляет патент на год и спокойно работает. Соблюдает необходимые требования и стандарты. Это и есть одновременно и форма налога, и сертификации. Конечно, возникают вопросы о стоимости патента для разных домовладельцев. Сейчас речь идет о нескольких десятках тысяч рублей в год. Но понятно, что кто-то сдает одну комнату в квартире, а кто-то двадцать таких комнат в частном доме. Данные расчеты, вероятно, в компетенции Федеральной налоговой службы. Сейчас же принципиально стоит вопрос о распространении патентной системы на туристскую отрасль. Я надеюсь, что это решение будет принято.

Что думаете об идее разрешить продавать алкоголь за пределами стационарных торговых объектов, например, на туристских ярмарках и даже в санаториях?

Олег Сафонов: Я считаю, что к этому нужно относиться без ханжества. Мы все прекрасно понимаем, что никто не запретит отдыхающему в санатории купить алкоголь за его пределами. Но, наверное, правильно разрешить продавать в здравницах хорошее вино российских производителей за разумную цену. Чтобы отдыхающие не бегали в ларьки за напитками сомнительного качества.
Что касается снятия запретов на продажу на ярмарках - это надо делать однозначно. В мире популярны пивные, винные фестивали, которые сами по себе являются событиями, привлекающими огромный поток туристов. То же самое можно делать у нас. Плюс - развивать винный, гастрономический туризм в винодельческих регионах, прививать культуру употребления хорошего алкоголя. Может быть, правильнее учить людей эстетике распития спиртного, чем вводить бездумные запреты, провоцируя подпольную торговлю.

Так что разрешение розничной продажи отечественного вина в рамках туристических сельскохозяйственных винных выставок, ярмарок, фестивалей, проводимых по решению и при поддержке региональных органов власти, нам видится вполне разумным.

Вообще, надеюсь, что по итогам Госсовета будут в кратчайшие сроки решены вопросы, которые откладывались долгие годы. Мне представляется исключительно важным тезис президента о том, что туризм должен стать бюджетообразующей отраслью и что перспективы у нее серьезные. Но еще раз подчеркну, что многое зависит от усилий властей на местах и нашего бизнеса. Мы должны понимать, что существует прямая конкуренция между нашим Черноморским побережьем и побережьем Красного и Средиземного морей. Процесс импортозамещения в отрасли начался, но надо удержать позиции, поработать над ценой, качеством, буквально побороться за туристов.

Отдых для тех, кому за 50, и тех, кому до 18

Представители турбизнеса недавно заявили об интересной программе "50+". Расскажите, пожалуйста, о ней подробнее.

Олег Сафонов: Такие программы развиваются в цивилизованных странах и предполагают 50-, 60- и даже 70-процентные скидки на путевки для тех, кому за пятьдесят лет. В этом возрасте люди уже обретают финансовую стабильность, дети вырастают, появляется больше времени для себя. И многие начинают активно путешествовать. Наша страна не должна быть исключением. Скидку при этом вполне реально без ущерба для бизнеса делать, например, в так называемый низкий сезон. Для России это весна и осень. Здесь опять же не стоит забывать о нашем санаторно-курортном комплексе, чтобы люди старшего возраста могли оздоровиться за разумные деньги.

Под эти программы также можно делать скидки на авиа- и железнодорожные билеты, надо загружать транспорт, объекты размещения круглый год, а также и грамотно распределять турпотоки. Неслучайно, кстати, помощник президента Игорь Евгеньевич Левитин предложил дать регионам право самим устанавливать время начала учебного года. Мне кажется, это интересное предложение. Возможно, не столь простое в реализации, но над ним стоит подумать. Посмотрите, какое столпотворение на вокзалах и в аэропортах в последние две недели августа. Билеты купить сложно, некоторые авиакомпании, пользуясь спросом, поднимают тарифы. Поэтому было бы правильно разбавить этот поток, разделить его по регионам. Для детей, живущих в Краснодарском крае, перенос даты учебного года, наверное, не актуален, а вот для тех, что живут на Дальнем Востоке, в Сибири - вполне. А вообще новый год в России начинался и 1 марта, и 1 сентября. Потом эту дату указом Петра Первого изменили на 1 января, и ничего. И сейчас можно подумать, подискутировать над датой начала учебного года, если это принесет пользу экономике и детям.

Кстати, в прошлом году постановлением правительства России был создан Координационный совет по развитию детского туризма под председательством вице-премьера Ольги Юрьевны Голодец. Уже внесено множество изменений в различные нормативно-правовые акты, способствующие отдыху детей, разработаны новые туристские маршруты. Вместе с тем эксперты полагают, что необходимо создание механизма налоговых преференций для организаций, оказывающих услуги в сфере детского отдыха, туризма и оздоровления. То же самое, возможно, стоит сделать в отношении бизнеса, который создает турпродукт для людей с ограниченными физическими возможностями, пенсионеров.