Предстоящее совещание стало серьезным поводом еще раз проанализировать ситуацию, заметила Скворцова и привела результаты соцопросов.
Выборка свыше 90 тысяч человек из всех регионов показала существенное повышение удовлетворенности оказанием медпомощи и здравоохранением. Показатель - 40,4 процента - на 10,5 процентов выше, чем в 2006 году, и на 5 процентов выше, чем в 2012. "Причем удовлетворенность оказалась выше при всех видах медицинской помощи, но особенно значимо для помощи, которая оказывается участковыми врачами и "скорой помощью"", - уточнила министр. При этом очень велика разница между регионами, максимальный показатель - 61,5, а минимальный - 23 процента. В Минздраве понимают, что над этим надо работать.
Другое исследование - ФОМ - подтвердило эти данные: 45 процентов удовлетворенности, при том, что в 2012 году был 31 процент, в 2006 году - 26. "Очень долго держалось достаточно высокое количество лиц, которые негативно оценивали текущую ситуацию в здравоохранении, но с 2011 года количество этих людей сократилось почти в два раза - с 58 до 32 процентов", - заметила Скворцова.
Возросло и доверие к государственным медицинским организациям: с 52 до 65 процентов. В этом году 81 процент опрошенных сразу обратились в такие учреждения, и, естественно, все предпочитают бесплатную помощь в рамках ОМС, сообщила министр.
По качеству показатели тоже высоки: от 78 до 93-95 процентов. На вопрос, что лучше: качественная медпомощь, даже если нужно будет уехать в другой регион или населенный пункт, или шаговая доступность, 55 процентов отдали предпочтение первому варианту. Но пожилые с хроническими заболеваниями - примерно 38 процентов - во всех случаях предпочли бы помощь рядом с местом жительства.
Также был проведен специальный анализ по доступности оказания медпомощи. "Более 88 процентов опрошенных ответили, что первичная амбулаторно-клиническая помощь оказывается либо в шаговой доступности - 55 процентов, либо в 30-минутной транспортной доступности. Почти 80 процентов ответили, что сроки ожидания плановой помощи в стационарах и осмотра специалистами первичного отделения не превышают тех регламентов, которые мы впервые в 2013 году ввели, а в 2014 году сделали их обязательными", - доложила Скворцова.
Спрашивали граждан и про платные услуги. На вопрос: платили ли вы, когда последний раз обратились к врачу, от 82 до 88 процентов ответили "нет". Но на вопрос, приходилось ли платить за медпомощь, 46 процентов сказали "да", из них 40 процентов делали это официально.
По словам главы Минздрава, проверки были ужесточены. Росздравнадзор и системы ФОМС за прошлый год выявили около 1,5 млн нарушений, связанных с тем, что иногда заставляют отдавать деньги в кассу за то, за что уже заплатило государство. Но это не очень большой процент - 0,1, если говорить о 1,5 млрд посещений медицинских организаций.
Хорошие новости: с 2012 года на 20 процентов, по оценке граждан, увеличилось число людей, которые ответственно относятся к своему здоровью и следят за ним. Число тех, кто хорошо оценивает свое здоровье, увеличилось на 12 процентов.
"Когда мы проанализировали результаты всех соцопросов, то выяснилось, что абсолютно во всех одни и те же зоны вызывают максимальную тревогу и волнение населения, - подытожила Скворцова. - Можно сказать, что есть три наиболее тревожных направления: первое - это доступность первичной медицинской помощи в сельской местности и в удаленных районах страны; второе - это возможность получения качественной бесплатной медицинской помощи в стационаре, в том случае если человек серьезно заболевает; и третье - доступность, ценовая и ассортиментная, лекарственных препаратов".