03.09.2015 11:45
    Поделиться

    В Керчи раскрыты новые тайны аджимушкайских каменоломен

    Волонтеры исследуют аджимушкайские каменоломни
    В этом поисковом сезоне, ставшем 44-м для волонтеров, в аджимушкайских каменоломнях удалось отыскать полевую кухню, склад боеприпасов и останки 32 бойцов. Спустя 70 лет после окончания Великой Отечественной войны героическая оборона подземного гарнизона в Керчи продолжает раскрывать свои неизвестные страницы. Поисковые отряды не теряют надежду найти штабные документы гарнизона: теперь помогать крымским поисковикам будет государство.

    Каменные ведомости

    Круглый год здесь держится температура 8-11 градусов. Протяженность каменного лабиринта - десятки километров. Основные катакомбы, те, где расположен музей, вытянулись на девять километров, а так называемые малые длиннее их в полтора раза - около 15 километров. Толщина свода, отделяющего штреки от поверхности, колеблется от 10 до 30 метров. Зная это, летом 1942 года фашисты стали бурить шурфы, закладывая в них мощные авиационные бомбы. Так они устраивали обвалы, под которыми погибли многие защитники гарнизона. В одном из таких обрушений, получившем название "завал совещания" (там в момент взрыва собрались командиры), по некоторым данным, могут находиться останки 70 человек. Но разбирать эти каменные глыбы опасно и сегодня: в любой момент они могут рухнуть.

    Там, наверху, сейчас августовская жара, а в подземелье через несколько минут пребывания изо рта начинает идти пар. Влажность воздуха настолько высокая, что становится трудно дышать. В лучах фонарей потолок сверкает крупинками застывшей воды, а в некоторых залах она капает в банки. Во время осады красноармейцы так собирали воду, спасаясь от жажды. Суточной нормой влаги в гарнизоне была столовая ложка.

    Стены обильно испещрены надписями. В основном это дело рук современных вандалов, но есть и интересные для историков петроглифы. Например, оставшиеся еще с XIX века фамилии или прозвища рабочих с указанием объемов добытого ими камня.

    - Это своего рода зарплатные ведомости, - говорит начальник поисковой экспедиции Владимир Симонов. - Интересно, что многие потомки этих людей до сих пор живут в Аджимушкае рядом с каменоломнями.

    А вот надписей, оставленных бойцами гарнизона, совсем мало, но тем они ценнее.

    Головоломка в лабиринте

    В этом году поисковикам повезло. Они нашли полевую кухню. Находка и в самом деле редкая. Первую и до сих пор единственную кухню обнаружили в 1996 году. Другой удачей стал склад боеприпасов. На оборудованной огневой точке было заготовлено около 600 советских мин и несколько десятков гранат. Находка удачная еще и потому, что, сдетонируй этот склад, нового обрушения было бы не избежать.

    Истлевшее от ржавчины оружие, бутылки для зажигательной смеси, командирские часы, именной мундштук, сохранивший инициалы своего хозяина, каски и противогазы - все это находки нынешнего поискового сезона. Обрывков противогазов и гильз от винтовки Мосина так много, что их без труда можно найти просто под ногами. В каменоломнях, где укрывался основной гарнизон, фашисты уже через неделю устроили первую газовую атаку. От нее погибло до половины укрывшихся в подземелье людей. А вот в малых катакомбах атака не удалась. Глубина здесь больше, а температура ниже, и легкий отравляющий газ не опускался в глубь лабиринта без сквозняка.

    Нашли волонтеры и останки бойцов гарнизона.

    - Мы обнаружили братскую могилу, всего в нескольких метрах от входа в музей, где бывают тысячи посетителей, - рассказал Владимир Симонов. - Захоронены бойцы были буквально под ногами, на глубине 10 сантиметров.

    Можно утверждать, что в этой могиле захоронены 18 красноармейцев. Останки еще 14 защитников гарнизона на поверхности вблизи катакомб вместе с инструкторами помогли эксгумировать бойцы 2-й роты

    90-го отдельного поисково-спасательного батальона министерства обороны. К слову, в этом сезоне экспедиция самая многочисленная с начала 1990-х годов. 72 волонтера из 12 субъектов РФ от Керчи до Сургута работали рука об руку с военными поисковиками. С прошлого года и до 2020-го Аджимушкайская экспедиция включена в план министерства обороны.

    Останки всех героев с почестями перезахоронят. Но самая желанная находка для волонтеров - это документы, потому что они позволяют установить личности защитников катакомб. В этом сезоне поисковики нашли девять посмертных медальонов. Шесть из них были пусты, но в трех оказались записки. Две хорошо сохранились, и их удалось сразу прочитать. И поисковики уже связались с родственниками одного из

    погибших.

    Дважды погибший

    Сведений о лейтенанте Викторе Кржившеневском в архивах министерства обороны не оказалось.

    - Мы решили попробовать отыскать родственников в социальных сетях и оставили там информацию, - рассказал заместитель руководителя экспедиции Владимир Щербаков. - Фамилия редкая, и у нас был шанс.

    Действительно, скоро с поисковиками связалась девушка из Прибалтики и отставной военный из России. Выяснилось, что россиянин - отец девушки, а в Аджимушкае погиб его дядя. Кржившеневские из древнего польского рода, служившего в российской армии еще в Первую мировую. Теперь потомки героя, которых удалось отыскать через соцсеть, хотят приехать в Керчь, чтобы увидеть место, где сражался и погиб их родственник.

    Второй защитник катакомб оказался ростовчанином, бойцом отдельного парашютного батальона. Однако в архивах минобороны он значился как погибший в 1943 году далеко от Крыма.

    - Получается, он сумел выбраться из каменоломен и переправиться на таманский берег, а его медальон остался здесь, - говорит Владимир Щербаков. - Скорее всего, это именно так, потому что сведения о месте его гибели в 1943 году совпадают с информацией о сражениях, в которых участвовал парашютный батальон.

    Прямая речь

    Сергей Иванов, руководитель администрации президента РФ:

    - У нас есть закон "Об увековечивании памяти погибших при защите отечества". Он касается не только погибших в Великой Отечественной войне, но и всех защитников. Приведу один пример, о котором мало кто знает. В прошлом году мы привезли из Франции останки русского офицера, участника войны 1812-1814 годов, и с почестями перезахоронили его на Бородинском поле. Прошло 200 лет. Не зря говорят, что война заканчивается лишь тогда, когда похоронен последний солдат.

    После Великой Отечественной войны у нас еще много непогребенных солдат и офицеров. И перед поисковиками можно только снять шляпу. Взаимодействие всех, кто этим занят, сегодня стало гораздо лучше. Министерство обороны сотрудничает с поисковыми отрядами, получающими от государства гранты. Крыму по понятным причинам мы раньше не могли выделять такие гранты, а в этом году и местные волонтеры их получают, в том числе отряд, работающий в аджимушкайских катакомбах. Эта помощь и взаимодействие будут продолжены.

     

    Поделиться