04.09.2015 19:30
    Поделиться

    В Перми открыта выставка-посвящение Старику Б.У.Кашкину

    В пермском "Музее советского наива" открыта выставка "И жизнь прожил, и жив ишо. Трибьют Б.У.Кашкину".

    Весной исполнилось десять лет со дня смерти Евгения Михайловича Малахина (1938-2005), ставшего известным как Старик Б.У. ("бывший в употреблении". - ред.) Кашкин - самодеятельный художник, поэт, музыкант, пожалуй, первый на Урале энтузиаст стрит-арта, начавший сам разрисовывать серые стены типовых домов и сподвигнувший на это других.

    Как сразу предупредили организаторы, работ самого легендарного деда нет. Зато собраны картины, плакаты, инсталляции, видео более тридцати художников и поэтов из Свердловской области, Москвы, Петербурга, Перми, которые попробовали творить в направлениях, избранных Букашкиным, как, например, фотоэкспериментатор Юлия Абзалтдинова, создавшая пейзажи из старых, порченных временем негативов, обнаруженных на чердаке в Башкирии. Или трио пермяков Александра Кошелева, Максима Черного и Ксении Васильевой, расписавших стену пародией Букашкина на текст песни "Ах вернисаж!" Ильи Резника. Каждый экспонат снабжен авторской аннотацией, где художники поясняют, чем стало для них творчество знаменитого деятеля неофициального искусства.

    - Нам хотелось увидеть, насколько те семена, что он посеял в свое время, прижились, - говорит куратор выставки Владимир Селезнев (Екатеринбург). - Есть ли художники, что работают, вдохновляясь Б.У.Кашкиным? Мы кинули клич, и нам прислали работы из разных городов и стран: Германии, США. Оказалось, Б.У.Кашкин - не только локальный бренд.

    Мысля в этом ключе, пермско-екатеринбургская группа "Велосипед" постаралась вписать Букашкина в мифологический контекст. В их серии "Неизвестный Б.У.Кашкин", созданной на основе вторсырья - "холстами" послужили листы упаковочного картона (опять же, все, как любил сам постмодернист), - старик и играет в футбол с Пеле, и скачет в атаку с конниками Гражданской, и Север штурмует, и стихи вместе с Маяковским готовится читать. Кстати, эту инсталляцию одобрил сын Малахина, заметивший, что это как раз в духе его отца.

    Обособленный в прямом и переносном смысле раздел - посреди выставочного зала выгорожена комнатка, - представляет стенд, посвященный жизни Евгения Михайловича до того, как он ушел в дворники и одновременно с тем стал художником и поэтом. А был он в той "прошлой жизни" инженером, и на прежнем месте работы его по сей день поминают добрым словом. С черно-белых фотопортретов взирает солидный мужчина, окладистой бородой и пристальным взглядом напоминающий моряка. Ничто в нем не говорит, что в перестройку он бросит работу, в которой, казалось, он состоялся, уйдет в дворники, начнет писать стишки, напоминающие обэриутов, устраивать выходки, которые сегодня назвали бы перформансами, тусоваться с рок-музыкантами, выпускать самиздатовские сборники...

    До Перми выставка демонстрировалась также на 3-й Уральской биеннале современного искусства.

    Она открыта до конца октября. Вход в "Музей советского наива" (Комсомольский проспект, 1, 6-й этаж) свободный.

    Приуроченная к выставке, также вышла в свет книга "Б.У.Кашкин. Жизнь и творчество уральского панк-скомороха" (составитель художник Александр Шабуров). Под одной обложкой собраны стихи, "варёнки", "иконопластика", пародии на антиалкогольные плакаты, интервью Букашкина, воспоминания о нем.

    Поделиться