Объезжать автомобильные пробки предложили по обочине
Авторы инициативы - проектировщики и общественники - приводят в пример Германию, где во время заторов обочины превращаются в еще одну полосу для движения, причем совершенно официально. У нас же край дороги можно использовать только для экстренной остановки, да и то не везде - на мосту и скоростной трассе такая остановка нежелательна.
Пришло время и у нас легализовать поездки по обочине, говорят эксперты. Но только в том случае, если это будет позволять качество дорожного покрытия.
Сейчас это в основном грунтовка. И не везде обочина одной ширины, например, есть сужения у мостов.
В этом-то и основная проблема, говорят в Росавтодоре. Если менять правила проезда, то придется вводить и новые нормы по строительству трасс. Они будут обходиться еще дороже. Впрочем, парируют эксперты, овчинка стоит выделки.
Тем более что, как выяснилось, наши дороги не такие уж и дорогие. Относительно, конечно. Средняя стоимость километра дорог в России - 59 миллионов рублей, определили в Росавтодоре. Эти цифры подтверждают и эксперты НИУ "Высшая школа экономики".
По итогам исследования, которое они провели совместно с дорожниками, это в 1,5 - 2 раза дешевле, чем в США, Германии и Канаде. Например, строительство километра однополосной дороги в Америке в прошлом году обходилось в 127 миллионов рублей, в Канаде - 163 миллиона рублей, в Германии - 81 миллион рублей. Получается, что Россия не входит в тройку стран с самыми дорогостоящими трассами.
Важно отметить, что расчет цен производился без учета налога на добавленную стоимость (НДС), который существенно варьируется по различным странам, а в некоторых вообще отсутствует, например, в США вместо него действует налог с продаж по ставке от 3 до 15 процентов, подчеркнули в Росавтодоре.
И для того, чтобы сопоставить стоимость строительства дороги в России и за рубежом, необходимо "отбросить" не только НДС, но и затраты на подготовительные и сопряженные работы. Например, до 30 процентов от стоимости у нас могут занимать затраты на выкуп земель, ликвидацию строений и компенсации собственникам.
Не стоит забывать и про сложные грунты и природные условия. Среди них - подвижные грунты Северо-Запада, вечная мерзлота Сибири и Дальнего Востока, лавиноопасность гор Кавказа.
А еще издержки на транспортировку стройматериалов, продолжают набивать цену дорогам эксперты. В частности, сейчас бетономешалки и грузовики идут не полные, чтобы снизить нагрузку на дорогу. Все это сильно удорожает проект. А если предприятие по производству бетона и карьеры с щебнем находятся далеко, то приходится еще вкладывать в стоимость строительства и дальнюю дорогу.
В Росавтодоре приступили к разработке модели строительства дорог по контракту жизненного цикла. Об этом сообщил замначальника управления проектирования и строительства автомобильных дорог агентства Дмитрий Лаптев.
Это позволяет проводить торги по проектированию, строительству и эксплуатации дорог. Сейчас единственный негативный фактор - непонятно как определять цену этого лота.