24.09.2015 15:50
    Поделиться

    "Наваждение" Алекса Гибни расскажет об экстравагантном жестоком культе

    В российский прокат вышел нашумевший документальный фильм известного американского режиссера Алекса Гибни "Наваждение" (Going Clear: Scientology and the Prison of Belief). Тому, кто слышал о деятельности одной из самых экстравагантных и при этом наиболее могущественных культов современности, "церкви саентологии", лента едва ли откроет что-нибудь принципиально новое. Однако кое-какие подробности и яркие иллюстрации чудовищного потенциала умения человека заблуждаться, безусловно, представляют интерес.

    3.5

    Сам тон повествования имеет достаточно явный антиклерикальный оттенок, что несколько смущает. Через призму очень своеобразного и во многом беспрецедентного явления Гибни, известный критик католицизма в Штатах, пытается с позитивистских позиций рассуждать о роли религии в человеческой истории вообще, и выглядит это не очень убедительно. Объект исследования режиссера настолько выделяется на фоне любых других религиозных и псевдорелигиозных объединений - что, пожалуй, следовало бы сконцентрироваться на нем.

    Этот акцент, однако, можно и не заметить, увлекшись многочисленными исповедями бывших адептов, ушедших по тем или иным причинам. Все они достигли высокого статуса в соответствии с затейливой иерархией, а многие занимали важные должности в структуре культа, в том числе - в "службе безопасности". Публичная рефлексия, покаяние, порой шокирующие признания при неизбежных попытках хоть каким-то образом оправдать себя - все это в исполнении нескольких очень живых, по-американски дружелюбных и иногда демонстрирующих - хоть и простоватое - остроумие людей, вызывает некоторый диссонанс.

    Конечно, любопытно узнать, почему не самые последние члены мощной и очень богатой организации покинули ее, что сопровождалось угрозами и травлей. Среди причин встречаются самые неожиданные: например, одного из героев истории убедили в необходимости порвать с соратниками не пытки, шантаж, вымогательство, технологии подавления личности, манипуляции сознанием или хотя бы чудаковатая мифология (довольно емко описанная в одном из эпизодов сериала South Park, создатели которого давно вступили в неравный бой с последователями жестокого гуру), а… высказывания лидера, обращенные против гей-сообщества.

    Личностям руководителей организации посвящено достаточно много времени. И если нынешний глава - просто циничный и алчный манипулятор, не брезгующий ничем для сохранения и укрепления своего влияния и богатства, создатель движения представлен как фигура хоть и несимпатичная, но при этом едва ли не трагическая.

    Не самый одаренный фантаст и не слишком честный человек в стремлении к личному успеху - в том числе финансовому, - при помощи нехитрой идеологии, основанной на упрощенном и искаженном фрейдизме вперемешку с нью-эйджевыми практиками собрал вокруг себя группу сторонников. Время и место - США второй половины двадцатого века - таким увлечениям способствовало. В метаниях между позиционированием основанного течения как науки или как религии он выбрал последний вариант, что не только позволило избавиться от налогов, но и обеспечило возможность давить на недоброжелателей и критиков, что при текущей правовой ситуации в Штатах стало серьезным козырем. Парадокс в том, что и сам он, отчасти уверовав в свою миссию, продолжал поиск простых путей к самосовершенствованию наряду со своими наивными последователями. Впрочем, эта сомнительная драма после его смерти окончательно утратила значение, если вообще его имела.

    "Наваждение" - не первый фильм, посвященный этой теме - были и документальные, и художественные, и несколько мультипликационных пародий. Но известной значимости его это не лишает. Помимо уникальных интервью с бывшими сектантами ценность представляют части, в которых приоткрывается завеса над весьма зловещей тайной кинозвезд, ставших витриной организации.

    После просмотра картины трудно отделаться от ощущения, будто на тебя вылили пару ведер грязи, которую очень непросто отмыть. Для кого-то эта грязь, вероятно, может оказаться лечебной. На тех же, кто не расположен к поиску легких способов личностного роста, картина, скорее всего, произведет гнетущее впечатление, а может и заставить впасть в глубокую мизантропию. Впрочем, в этом виноват уже не фильм, а его проблематика. 

    Поделиться