В Крыму к 100-летию революции может появиться памятник примирению

Граф Петр Шереметев предложил к 100-летию Октябрьской революции поставить в Крыму памятник примирению. Об этом он сообщил в Царском селе на круглом столе, посвященном торжественной церемонии открытия памятника князю Олегу Константиновичу Романову - единственному члену императорской семьи, погибшему на фронте.

Монумент, установленный Фондом Людвига Нобеля, был открыт в пригороде Петербурга в 101-летнюю годовщину смертельного ранения князя на поле битвы Первой мировой войны. В церемонии приняли участие праправнук императора Александра III Павел Куликовский-Романов и представители известнейших дворянских родов - князь Александр Трубецкой, граф Петр Шереметев, князь Дмитрий Шаховской, светлейший князь Георгий Юрьевский, княжна Вера Оболенская.

На предваряющем торжественное открытие круглом столе развернулась дискуссия: каким образом относиться к столетней годовщине революции 1917 года, возможно ли примирение различных точек зрения на те знаковые и трагические события и должна ли современная Россия покаяться за то, что случилось с семьей Романовых. Князь Александр Трубецкой заявил о необходимости установки монумента покаяния в память о гибели царской фамилии. Однако граф Шереметев с ним не согласился.

- Покаяние у россиян - немножко трудно и рано. Нужно начать с примирения. Этот памятник должен быть поставлен и он будет поставлен в Феодосии, в Крыму. Я очень рад, что это произойдет, и многие будут там присутствовать. Очень важно показать, что мы действительно поклонники примирения, - отметил он. - Наш патриарх был в восторге, когда я ему преподнес идею поставить памятник примирению. Он поднял руки к небу и сказал: "Слава Богу".

Впрочем, основной темой беседы все же было открытие памятника молодому князю, простившегося с жизнью, когда ему был всего 21 год.

- Князь Олег Константинович занимает особое место в семье Романовых. Как известно, все потомки Романовых по мужской линии с рождения зачислялись в лейб-гвардию. Они получали военное образование и воспитывались как военные, многие из них участвовали в боях, - сказал Павел Куликовский-Романов. - Однако никто не погиб в битве - за единственным исключением. Это удивительно, ведь Романовы участвовали в войнах на протяжении троехсот лет, некоторые даже на передовой. Князь Олег умер от смертельного ранения на фронте. И тогда, и сейчас эта гибель имеет большое символическое значение - член царской семьи пожертвовал собой, пролив кровь за Родину

Помимо представителей знатных родов на торжество приехали председатель Императорского Православного палестинского общества Сергей Степашин и лауреаты Российской премии Людвига Нобеля - модельер Вячеслав Зайцев, международный гроссмейстер Марк Тайманов и многие другие.

Собравшиеся не раз отмечали, что молодой Олег Романов был человеком творческим и разносторонне одаренным. Окончив Царскосельский лицей в 1913 году, он поступил на военную службу корнетом лейб-гвардии Гусарского Его Величества полка (именно напротив его казарм у Софийского собора в Царском селе устанослен памятник), но при этом был талантливым художником и поэтом - его стихи звучали на церемонии открытия. Еще лицеистом он сделал своей alma mater уникальный подарок к столетию со дня основания - издал первый факсимильный сборник рукописей Пушкина.

Смертельно раненный князь говорил родным, что умирает счастливым, поскольку нет лучшей участи, чем отдать жизнь за Отечество - по мнению гостей, фигура Олега Романова, его жизнь и героическая гибель могут и должны стать примером истинного патриотизма для молодых россиян.

Перед самим открытием в Софийском соборе прошла панихида по погибшему князю, а на самой церемонии собравшихся ждал почетный караул, строй курсантов, военный оркестр и выступление казачьей конной разведки в форме времен Первой мировой войны.

Справка "РГ"

Памятник князю Олегу Константиновичу создан по по модели, изготовленной в 1915 году известным русским скульптором, академиком Всеволодом Лишевым. Сто лет назад установить его так и не удалось, поэтому, когда за дело взялся Фонд Людвига Нобеля, монумент пришлось воссоздавать практически заново под руковостовом скульптора Ярослава Бородина - автора памятников премьер-министру России Петру Столыпину в Москве и Людвигу Нобелю в Рыбинске.