"Мы, разумеется, не собираемся погружаться в конфликт, что называется, с головой. Наши действия будут осуществляться строго в заданных рамках. Во-первых, мы будем поддерживать сирийскую армию исключительно в ее законной борьбе именно с террористическими группировками. Во-вторых, поддержка будет осуществляться с воздуха без участия в наземных операциях", - сказал Путин на совещании с членами правительства. В-третьих, по его словам, "такая поддержка будет ограничена по времени на срок проведения сирийской армией наступательных операций". "Участие России в антитеррористической операции в Сирии осуществляется на основе международного права в соответствии с официальным обращением к нам президента САР", - заметил президент и напомнил, что в настоящее время США, Австралия, Франция используют свою боевую авиацию для нанесения ударов по позициям боевиков ИГИЛ в Сирии.
"Мы всегда поддерживали и поддерживаем борьбу с международным терроризмом, при этом убеждены в том, что она должна вестись исключительно в строгом соответствии с международным правом, то есть в рамках принимаемых в таких случаях резолюций СБ ООН или по просьбе страны, нуждающейся в военной помощи. Ни того, ни другого у наших партнеров при действиях в Сирии нет", - сказал Путин.
Вчера утром президент обратился в Совфед с предложением о согласии на использование контингента Вооруженных сил России за рубежом. Обсуждение этого вопроса сенаторы провели в закрытом режиме. Основным докладчиком был указан глава администрации президента Сергей Иванов.
"Совет Федерации единогласно поддержал обращение президента - 162 голоса "за"", - заявил Иванов после заседания. "Военной целью операции является исключительно воздушная поддержка сирийских ВС в их борьбе против ИГИЛ", - подчеркнул он.
Глава кремлевской администрации также подчеркнул, что эта операция ВВС России имеет временные рамки, виды используемых вооружений не разглашаются. "Использование Вооруженных сил на сухопутном театре военных действий исключено", - твердо констатировал Иванов. При этом "все социальные и финансовые вопросы, связанные с обеспечением тех военнослужащих ВВС России, которые будут задействованы в этой операции, будут соблюдены, и все решения на этот счет уже приняты", - пообещал представитель Кремля.
Одна из тем выступления Иванова - легитимность принятого Москвой решения. Россия твердо следует международному праву. Основанием для проведения таких операций и нанесения ударов являются только либо решение Совбеза ООН, либо просьба правительства той или иной страны. "Хочу вас проинформировать, что президент Сирийской Арабской Республики обратился к руководству нашей страны с просьбой об оказании военной помощи", - сказал глава администрации. "Таким образом, можно констатировать, что с терроризмом, конечно, бороться надо, надо объединять международные усилия, но при этом желательно и необходимо соблюдать нормы международного права", - подчеркнул Сергей Иванов и сделал акцент на "принципиальном различии в подходе РФ и ее западных партнеров". "Они не соблюдают международное право, а мы соблюдаем", - заметил Иванов.
Он напомнил, что "по территории Сирии, Ирака, а, возможно, в будущем и других стран Ближнего Востока, уже наносятся ракетно-бомбовые удары ряда государств". Среди этих стран - США, недавно, по словам Иванова, к ним присоединилась Франция, Австралия, ряд стран заявляют о том же самом. "Эти действия совершаются в обход международного права; чтобы международное право было соблюдено, нужно соблюдение одного из двух условий - либо Резолюция Совета Безопасности ООН, либо просьба той страны, по территории которой наносится удар, об оказании военной помощи", - заметил глава администрации президента.
"Речь идет не о достижении каких-либо внешнеполитических целей, удовлетворении каких-либо амбиций, в чем нас регулярно обвиняют, речь идет исключительно о национальных интересах РФ", - подчеркнул Иванов. Он обратил внимание, что количество граждан России и стран СНГ, которые примыкают к ИГ, "растет не по дням, а по часам". "Речь уже идет не о десятках, не о сотнях, а о тысячах таких людей, часть из которых уже вернулась на территорию РФ, и легко предположить, не надо быть провидцем, они и дальше будут возвращаться на нашу территорию", - сказал глава администрации президента.
"Таким образом, целесообразно действовать на опережение и действовать на дальних рубежах, а не сталкиваться с этой проблемой потом, у себя в России", - добавил Иванов.
О легитимности принятого решения говорил и пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. По его словам, Россия является единственной страной, которая будет использовать вооруженные силы в Сирии на легитимной основе, поскольку это решение обусловлено обращением президента Башара Асада.
Решение верхней палаты прокомментировала и ее глава Валентина Матвиенко. Она заявила, что СФ исходил из необходимости пресечь "расползание" "Исламского государства". "Мы исходили из того, что в первую очередь это в интересах национальной безопасности России, по многим причинам, - заявила Матвиенко. - Потому что если сегодня эту гидру не задавить на корню там, где она воюет, то возможна угроза всему миру, угроза расползания ИГИЛ в другие государства, вплоть до Европы и России". Она добавила, что второй причиной принятия решения было "спасение жителей Сирии" и устранение угрозы целостности и суверенитету республики. "И в-третьих, мы как великое государство не можем не вносить свой вклад в борьбу с этим страшным злом, - подчеркнула Матвиенко. - Мы не могли в этой ситуации отказать президенту Сирии Башару Асаду и дальше смотреть, как погибают люди, как погибают женщины, дети, как разрушаются памятники культуры".
По ее словам, Россия рассчитывает на поддержку мирового сообщества ее действий по оказанию помощи Сирии. "Да, могут высказываться различные точки зрения. Но мы спокойно относимся к этому, зная свою правоту", - добавила глава верхней палаты.
Матвиенко особо подчеркнула, что речь идет только о воздушной поддержке действий регулярной сирийской армии. И здесь у России реальное преимущество перед другими странами, которые уже наносят авиаудары. Их и без того нелегитимные действия делает неэффективными отсутствие координации с сирийской армией, заявила спикер Совфеда.
Поддержали решение Совета Федерации и депутаты Госдумы из разных фракций.
"Если мы не хотим активизации террористической угрозы внутри России, не будем забывать, что на стороне ИГ воюют несколько тысяч наших граждан, если не хотим столкнуться с потоком беженцев, то нам необходимо принимать превентивные меры, - напомнил секретарь Генсовета "Единой России", вице-спикер Госдумы Сергей Неверов. - Ведь борьба с "Исламским государством" - это борьба с международным терроризмом".
"Принятие решения о даче полномочий президенту для того, чтобы он эффективно использовал наши возможности для подавления этого террористического государства, вполне обосновано. Мы поддерживаем. Другое дело, надо использовать это право очень взвешенно и разумно", - заявил лидер КПРФ Геннадий Зюганов.
"То, что возможное применение ВВС России во взаимодействии с наземными силами как сирийской армии, так и ополчения, может привести к перелому в ситуации и ликвидации крупнейшего очага международного терроризма, для меня очевидно", -- заметил лидер "Справедливой России" Сергей Миронов. Лидер справороссов также указал, что военная помощь со стороны России Сирии "полностью соответствует нашим национальным интересам"