02.10.2015 18:03
    Поделиться

    Российские компании отложили обновление автопарков на будущее

    Объем продаж обратно пропорционален росту цен на коммерческую технику

    Российский автомобильный рынок за восемь месяцев этого года сильно просел. Причем падение коснулось всех сегментов: и легкового, и коммерческого. По данным Росстата, в январе-августе производство легковушек в стране снизилось на 26%, автобусов - на 14,5, грузовых машин, включая шасси, на 22,4%. Упали закупки новой техники для компаний-перевозчиков, обновление автопарков отложено на перспективу.

    Сейчас в структуре автопарков предприятий преобладают в основном машины старше 15 лет, сообщил "РГ" в аналитическом агентстве "Автостат". Их доля превышет 66%. Казалось бы, самое время пополнять парки новыми ТС, но перевозчики не спешат это делать. "Рынок перевозок сильно упал. Тарифы на перевозку низкие, и компаниям невыгодно закупать новые грузовики. При этом цены на коммерческий автотранспорт выросли на 30-50%. - сообщил "РГ" руководитель направления Fresh компании FM Logistic Александр Дьяконов, - так, для импортного развозного грузовика год назад шасси стоило 2,8 млн руб., сейчас 4,3 млн. Изотермический фургон тянет на 650 тыс. вместо 550 тыс. руб. Холодильная установка плюс гидроборт стоили 800 тыс., сейчас - 1,4 млн. В итоге полнокомплектный автомобиль сейчас стоит 6,35 млн руб. против 4,15 млн годом раньше".

    "При покупке коммерческой техники бизнес ориентируется не только на стоимость ТС, но и на экономическую ситуацию в целом. Если предприниматель испытывает трудности, деньги в первую очередь уйдут на покрытие возросших расходов, поиски способов их оптимизации и на удержание клиентов, а не на обновление парка. Ситуация в продажах коммерческих авто осложняется еще и тем, что ее основной покупатель - средний и малый бизнес, который наиболее пострадал от кризисной ситуации", - считает руководитель управления продаж коммерческого транспорта ГК "АвтоСпецЦентр" Константин Ерофеев.

    По словам ведущего аналитика агентства "АВТОСТАТ" Азата Тимерханова, в первой половине года продажи LCV сократились на 33% до 43,2 тыс. ед., продажи грузовиков - на 47% до 24,1 тыс. ед., автобусов - на 13% до 4,3 тыс.

    "К сожалению, ситуация в экономике явно не способствует тому, чтобы продажи пошли вверх. Поэтому автопроизводителям можно рассчитывать лишь на то, чтобы глубина рыночного падения была как можно меньше. Поэтому им нужно проводить более гибкую ценовую политику, предлагать собственные, более привлекательные программы кредитования или лизинга", - советует эксперт.

    "От автопроизводителей сейчас требуется большая локализация производства. Это позволит обеспечить более низкие цены для отечественных потребителей, и, кроме того, в связи с существенным снижением курса рубля, может открыть перспективы экспорта", - уверен, гендиректор лизинговой компании "ТрансФин-М" Дмитрий Зотов. "Автозаводам рекомендуется запускать интересные финансовые программы (как через собственные банки, так и через банки-партнеры), позволяющие приобретать автомобили без существенного удорожания из-за процентов по автокредитам (среднерыночная ставка сейчас на уровне 21% годовых), или даже в рассрочку на 2-3 года, например, при 50-процентном первоначальном взносе. Это позволит разгрузить не только уже затоваренные склады, но и вновь запустить на большую мощность конвейеры", - добавляет замгендиректора Русского АвтоМотоКлуба (РАМК) Андрей Барсуков.

    Январь-август отметился падением продаж практически у всех автопроизводителей, кроме разве что LCV Mercedes-Benz, показавшего по итогам августа 13-процентный, а с начала года 3-процентный рост. Так, для DAF, по словам гендиректора "ДАФ Тракс Рус" Ари Хендрикса, падение рынка составило 60%. Коммерческая техника ГАЗ потеряла четверть продаж. Iveco и Scania свои потери не раскрыли, хотя снижение продаж также отметили. В частности, по итогам года итальянский концерн прогнозирует уход в минус на 5%. На общем фоне неплохо чувствует себя Scania, расширившая с начала года свою долю на российском рынке с 29,5 до 33,4%. И по итогам августа шведы вместе с брендами КамАЗ и ГАЗ вошли в тройку лидеров грузового российского авторынка.

    Несмотря на не слишком радужную ситуацию, автопроизводители не опускают рук - ведь спад не может длиться вечно! И стараются даже в кризис предложить рынку новые заманчивые продукты. Так, отмечает менеджер по маркетинговым коммуникациям "Ивеко Руссия" Анна Коцарь, даже в первой половине года Iveco удавалось удерживать спрос преимущественно благодаря легкой гамме. Компания ожидает позитивную реакцию рынка на вывод нового поколения легкого грузовика Daily, который теперь доступен в исполнениях с 8-ступенчатой АКПП Hi-Matic и полным приводом. Интерес к новинке может поддержать и даже увеличить общий уровень продаж бренда.

    Scania разработала новое предложение "Scania Драйв", на которое сейчас, спустя два месяца после запуска, приходится более 50% всех продаж. "Продукт, позволяющий приобрести в лизинг новую технику, включает расширенный сервисный контракт, страхование, а также опции, которые позволяют на деле почувствовать оптимизацию эксплуатации автопарка, - обучение водителей и систему мониторинга автопарка FMS. Комплексное предложение не только финансово выгодно для клиентов, но и сокращает временные затраты на документооборот, так как программа предусматривает заключение единого договора на все услуги", - подчеркнул коммерческий директор "Скания-Русь" Сергей Яворский.

    "Группа ГАЗ" в свою очередь активно развивает производство и продажи автомобилей нового поколения. Последней и самой заметной новинкой в этом сегменте стал цельнометаллический фургон "ГАЗель NEXT". С выпуском этой модели компания не только завершила первый этап обновления модельного ряда бренда ГАЗ, но и вышла в новый сегмент - фургонов с объемом кузова более 13 кубов. Выпуск этой новинки стартует нынешней осенью. Также создано новое поколение грузовиков УРАЛ NEXT, производство которых начнется в этом году. В машине удалось совместить легендарную проходимость миасского внедорожника с современным уровнем комфорта и надежности и сохранить невысокую цену.

    Тем не менее автопроизводители рассчитывают и на государственную поддержку. Так, Ари Хендрикс считает, что для стимула автоиндустрии правительству РФ следует отложить до лучших времен введение платы за проезд для тяжелых грузовиков. Анна Коцарь уверена, что рынку поможет введение мер протекции для поставщиков и продавцов газового топлива: оно значительно дешевле дизельного, а потому открывает большие возможности для развития транспортного бизнеса. Эффективной мерой здесь может стать оснащение федеральных трасс и городов с населением от 100 тыс. человек газозаправочными станциями. Дмитрий Зотов сообщил "РГ", что автопроизводителям от государства требуются программы стимулирования, включающие уже действующие меры поддержки, такие как субсидирование аванса, и новые инструменты, например, субсидирование ставки по кредиту и лизингу. А Азат Тимерханов делает ставку на программу льготного лизинга, которая может завершиться досрочно, так как выделенные из бюджета средства уже закончились.

    Поделиться