Фестиваль документального кино "Россия" подвел итоги
Документально запечатленная Россия представлена режиссерами из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Новосибирска, Пскова, Саратова, Ижевска и других городов. Преобладающий жанр - этюды и зарисовки. Не лишенные поэтичности и уклона в философию, как, скажем, в новелле дебютантки Анастасии Новиковой "Разговор" - трогательном рассказе о старике из заброшенной деревни и его телефонном общении с такой же печально одинокой пожилой подругой. Или в фильме Дмитрия Воробьева, который продюсирует все фильмы Алексея Федорченко. Свою режиссерскую работу Дмитрий назвал "Футбол для взрослых". Он рассказал о своих друзьях, 50-летних мужчинах, с детства увлеченных футболом. Дружеский командный дух помогает им жить и выживать в трудных ситуациях.
В картине более опытного режиссера Анны Шишовой "На краю" мы наблюдаем за последними днями умирающего одинокого и бездомного деда в далекой северной деревне, от которого все отказались, кроме сердобольной монахини. Контрапунктом служат рассуждения о собственной жизни маленьких учениц деревенской школы: одна мечтает стать певицей, другая - полицейским. Обе хохочут и не зажимаются, глядя в камеру, пока под песню "…И уносят меня, и уносят меня в звенящую белую даль три белых коня" гроб с телом отмучившегося старика везут на кладбище. Внимательная и чуткая публика в екатеринбургском Доме кино расстроилась: уж больно все это печально.
Кстати, фильмом "На краю" завершилась 80-летняя история Центрнаучфильма, впоследствии названного Центром национального фильма, - теперь этой студии нет.
Документальное кино снимать сложно, невыгодно, пробиться c ним к зрителю трудно. В кинотеатрах его не увидишь. Неудивительно, что фестиваль в Екатеринбурге собирает полные залы: люди приходят, чтобы увидеть редкое для киноэкранов кино, к тому же здесь его показывают бесплатно. При этом очевидно, что "искусство по-прежнему в большом долгу", как говаривал Костя из любимых всеми "Покровских ворот". Нет внятных, полномасштабных документальных историй, фильмов-биографий, нет актуальности и злободневной остроты. Интонация все больше элегическая и уныло-задумчивая, энергия высказывания, как правило, скрыта или отсутствует вовсе.
Исключение - фильмы "Грумант. Остров коммунизма" и "Варлам Шаламов. Опыт юноши". Фильм известного режиссера-архивиста Павла Печенкина повествует о начале долгих лагерных лет Шаламова, о том, как кровавый вождь народов Иосиф Сталин создавал беспощадную, уничтожившую миллионы людей систему использования бесплатной рабочей силы заключенных на стройках коммунизма. "Грумант. Остров коммунизма" Ивана Твердовского снят на древнем архипелаге Шпицберген, где есть населенный пункт Баренбург, принадлежащий русским. Смельчаки и отчаявшиеся приезжают туда на тяжкую трудовую вахту в надежде обогатиться, но порой остаются там навсегда, теряя жизнь. Этот фильм Твердовского приглашен в конкурс крупнейшего МКФ документального кино в Амстердаме. Его участие в конкурсе ОФДК "Россия" оценили зрители, но для жюри оно прошло незамеченным.
Самый обаятельный участник фестиваля - "Озеро в море" Сергея Цихановича. Увлекательное и очень красивое кино о редкой породе уток под названием гоголи, обитающих на одном из островов Белого моря. Нечастый сегодня познавательный фильм о природе и ее обитателях, великолепный по изображению и наполненный живой информаций. "Озеро в море" жюри отметило дипломом "за отчаянную попытку возродить потерянный жанр научно-популярного кино".
Странным благоволением жюри пользовалась беспомощная "Цурцула" Алексея Николаева, дебютанта и одновременно генерального директора Санкт-Петербургской студии документальных фильмов. На съемки ностальгических и невразумительных воспоминаний о своем детстве и о службе отца-военного в Монголии, выполненных в незатейливой стилистике хоум-видео, он сумел получить огромную по сравнению с обычными скудными бюджетами сумму в 5 млн руб, которых не видно на экране, а теперь еще и приз за лучший полный метр в конкурсе екатеринбургского фестиваля. Впрочем, особого секрета нет. Так как есть родственник - большой начальник в мире культуры. После "Цурцула" потерянным для кино кажется и умение увлекательно рассказывать документальные истории людей, превосходящие любой вымысел.
Были на фестивале и безусловные удачи.
Настя Белковская, красивая девушка, начинающий модельер, которой судьба, казалось, сулила только успехи и победы, в 24 года из-за автомобильной аварии и равнодушия врачей лишилась обеих ног. Анастасию часто можно видеть в телевизионных программах, ее показывают как пример редкой стойкости и веры в себя. Режиссер Дарья Хренова в фильме "Кто будет моим мужем?" показала обратную сторону этой несгибаемой силы. Моменты отчаяния, нежелания жить, невероятных усилий, которые требуются, чтобы все-таки не сдаваться и даже надеяться на счастье. Получился фильм не столько и не только об увечьях, травмирующих тело и психику. Он о том, как находить контакт с близкими, как научиться преодолевать отчаяние. Наконец, это фильм об отношениях женщин и мужчин. Ведь героиня не оставляет попыток найти любимого человека и выйти замуж. Аудитория по достоинству оценила этот документальный роман. Одна зрительница призналась, что много лет не общается с матерью из-за внутренних разногласий, - а теперь поняла, что была неправа.
В ближайших планах Дарьи Хреновой продолжение снятого ею документального фильма, посвященного одному из самых загадочных персонажей российской истории - барону Унгерну и рассказ о радикальном художнике современности Петре Павленском. Темы, прямо скажем, рискованные в сегодняшнем контексте, когда востребован плакатный патриотизм в духе награжденного "за развитие патриотической темы" фильма "Танки. Уральский характер". Как-то забывается, что слово "патриотизм" - не синоним слова "восхваление".
В скромном, но по-своему обаятельном фильме с двойным названием "Пароход "Достоевский". А напоследок я скажу" дебютанта Ивана Магдесьяна слово предоставлено последнему российскому колесному пароходу, на котором снимался легендарный "Жестокий романс" Эльдара Рязанова. Закадровый голос от имени парохода рассказывает о днях его славы, о постепенном разрушении и забвении. В завершение звучат слова Никиты Михалкова, который для "Солнечного удара" искал в России колесный пароход, но не смог найти и вынужден был снимать в Швейцарии. "Россию там или сям, в том или в другом постоянно истребляют", - с горечью констатирует Никита Сергеевич. Вряд ли Председателя Союза кинематографистов РФ можно обвинить в антипатриотизме. Просто надо честно говорить о том, что наболело.
Главный приз: "Всё проходит...", студия "Берег", режиссер Татьяна Скабард (Москва).
Приз за лучший полнометражный фильм: "Цурцула", Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, режиссер Алексей Николаев.
Приз за лучший короткометражный фильм: "Чужая", телерадиокомпания "Удмуртия", режиссер Анатолий Добряков (Ижевск).
Лучший дебют: "Ласточка", режиссер Денис Прокошев (Москва).
Приз за операторское мастерство - Яну Ясинскому, Александру Костенко, Юрию Ермолину, Дмитрию Миненкову, Александру Филиппову, Василию Григолюнасу ("Дух в движении", Москва).
Спецприз жюри: "Посторонние", режиссер Павел Фаттахутдинов (Екатеринбург).
Спецприз жюри: "Танки. Уральский характер", режиссер Сергей Савушкин (Москва).
Приз зрительских симпатий: "Озеро в море", режиссёр Сергей Циханович (Санкт-Петербург).
Приз кинопрессы: "Не стреляйте в оператора", режиссёр Валерий Тимощенко (Краснодар)