По данным RAEX, суммарные доходы крупнейших компаний выросли в прошлом году более чем на 13%. С поправкой на инфляцию этот показатель составляет только 1,5%. А если его пересчитать в долларах, то речь пойдет уже о падении доходов крупнейших компаний на 6%.
Лидеры рейтинга остались прежними, в пятерку самых крупных компаний России вошли: "Газпром", "ЛУКОЙЛ", "Роснефть", Сбербанк и РЖД. За последнее десятилетие выручка компаний, входящих в число крупнейших, выросла в 6,4 раза. В 2014 году доходы компании, занимавшей 400-ю строчку рейтинга, составили 577 млн долларов против 90 млн в 2004 году.
Точки роста в нынешнем рейтинге формируют банки с ростом доходности на 20,9%, и ретейл, который за год прибавил 19,6%. Лидером является агропромышленный комплекс. Доходы компаний отрасли, представленных в рейтинге, выросли за год на 32%. Во многом рост аграрного сектора объясняется девальвацией рубля. "У нас у всех компаний рублевая выручка реально выросла", - отмечает директор агробизнеса группы "Базовый элемент" Андрей Олейник. И поясняет, что при этом разница есть только при рублевом подсчете, если же взять выручку компаний агробизнеса за 2014 и 2015 год в долларовом выражении, показатели окажутся примерно равны.
Объем инвестиций крупного бизнеса в основной капитал составил 14,5% от их совокупных доходов. Еще три года назад уровень инвестиционной нагрузки крупного бизнеса превышал 20%. "Мы как инвестировали больше 10 млрд долларов, так и инвестируем", - сообщил вице-президент по отношениям с инвесторами "ЛУКОЙЛ" Андрей Гайдамака. Но даже при сохранении инвестиций в рублях они сокращаются за счет роста валют, что сказывается на покупательской способности предприятий. К примеру, если инвестиции предусмотрены на модернизацию производства за счет приобретения импортного оборудования. Даже когда поставки идут из несанкционных стран, расчет цены, как правило, ведется в евро и долларах.
Андрей Гайдамака пояснил, что инвестирование может продолжаться при любом курсе валют, если этот курс будет стабильным в течение довольно продолжительного периода времени. "Очень важно, чтобы была предсказуемость затрат, - отметил Андрей Гайдамака. - Нам нельзя иметь большие колебания рубля. Мы вынуждены планировать наши капитальные вложения на десятилетия. Мы не можем предусмотреть стоимость оборудования плюс-минус 100%".
Привычные условия развития крупного бизнеса серьезно изменились: рубль подвергся девальвации, сырьевые рынки просели, а доступ к дешевым зарубежным финансам и передовым технологиям затруднился. Найти резервы для развития крупные игроки рынка могут в контрсанкционных мерах. К примеру, использовать разнообразные меры господдержки, выстроить курс на импортозамещение, занять высвободившиеся на внутреннем рынке ниши. Основные задачи, которые стоят сегодня перед компаниями: поиск альтернатив западному финансированию, которое позволяет привлекать деньги под низкий процент на долгий срок, а также снижение издержек и повышение эффективности.
Причем сокращение издержек может быть связано не только с "внутренней" работой: оптимизацией процессов и сокращением расходов компании. Дмитрий Маркаров, генеральный директор "Росгосстраха", рассказывает, что помощь в оптимизации расходов в 2015 году крупным игрокам рынка оказал страховой сектор. Стоимость страхования объектов повышенной опасности упала на 26%. Минюст России в августе зарегистрировал указание Центробанка о снижении тарифов в обязательном страховании ответственности владельцев опасных объектов. Решение было принято, несмотря на возражения страховщиков о преждевременности такого пересмотра. И во многом было обусловлено стремлением государства снизить расходы компаний в сложных экономических условиях.
Также в России работают целые отрасли, в которых развить прибыльные проекты без господдержки крайне сложно. "В сельском хозяйстве 95% проектов, связанных с растениеводством и производством продуктов, без субсидий убыточны", - отмечает Андрей Олейник. Эксперт заявляет, что аграрии уже просчитывают эффективность запуска проектов с учетом получения субсидий от государства. Риски в этой сфере высоки, их даже не покрывает обязательное страхование. По действующим правилам, страховым случаем признается потеря 25% урожая. "Для меня как агрария потеря 22% урожая - тоже катастрофа", - заявляет Олейник. Поэтому в агробизнесе развито коммерческое страхование с более удобными для предприятий этого сектора условиями признания случая страховым.
Государственных субсидий ждет и рынок авиаперевозок. На форуме замминистра транспорта Валерий Окулов пообещал, что все действующие механизмы субсидирования авиаперевозок в России сохранятся в 2016-2017 годах. Также Окулов подчеркнул, что о системном кризисе в отрасли речи не идет. "Безусловно, ситуация в отрасли очень тяжелая: с доходами, с доступом к кредитным ресурсам, - заявил он. - Но ситуация с конкретной компанией "Трансаэро" не является проявлением системного отраслевого кризиса, поскольку в целом перевозки удалось удержать на уровне 2014 года". Окулов отметил, что сейчас деятельность авиакомпаний серьезно осложняет курс валют, который увеличивает лизинговые платежи, установленные в долларах. "При существующей конкуренции радикально повышать тарифы не представляется возможным", - заявляет Окулов. В итоге авиакомпании не в состоянии компенсировать потери с помощью дополнительных средств с продажи билетов. "Да еще и сказывается серьезное падение покупательской способности", - отмечает замминистра.
К счастью, самые негативные сценарии развития событий не сбылись. "Мы прогнозировали серьезное падение авиаперевозок, наши прогнозы не оправдались", - сообщил Валерий Окулов. По международным перевозкам падение составило 14%, но оно было компенсировано увеличением перевозок на внутренних линиях. "Рост 15,2% за 8 месяцев, - констатировал замминистра. - Сыграли свою роль те программы субсидирования, которые существуют. Наряду с этим произошла переориентация пассажиров с европейских курортов на российские". Это замещение позволило сохранить объем авиаперевозок на уровне 2014 года. В итоге количество пассажиров, перевезенных российскими компаниями, в 2015 году увеличилось, а общая протяженность маршрутов сократилась.