Нобелевскую премию по экономике дали за анализ бедности и богатства

Лауреатом Нобелевской премии по экономике в 2015 году стал англо-американский экономист Энгус Дитон. Об этом объявили в понедельник в шведской Королевской академии наук. Ученый занимается изучением потребительского выбора и богатства. Эксперты отмечают, что Нобелевский комитет не просто так решил выделить в этот раз именно эти темы.

"За его анализ потребления, бедности и благосостояния", - с такой формулировкой Энгусу Дитону была присвоена самая престижная награда в области экономики.

Будущий ученый родился 19 октября 1945 года в столице Шотландии, Эдинбурге. Впоследствии он получил степени бакалавра и магистра искусств, а также доктора философии в Кембридже.

"Чтобы формировать экономическую политику, которая обеспечивала бы богатство общества и способствовала сокращению бедности, нужно понимать причины потребительского выбора. Больше, чем кто бы то ни было, в этом продвинулся Энгус Дитон", - говорится в сообщении Нобелевского комитета.

Труды Дитона были посвящены трем основным темам: как потребители распределяют свои расходы между различными благами (товарами и услугами), какая часть общественного дохода расходуется, а какая отправляется на сбережения, а также как измеряется богатство и бедность. Исследования экономиста были основаны на данных опросов сотен тысяч респондентов.

Примерно 6250 долларов в месяц - таков порог дохода, при превышении которого человек перестает получать удовольствие от денег. Такой тезис выдвинул Дитон в своем совместном труде с психологом Даниэлем Канеманом (также нобелевский лауреат) о взаимосвязи богатства и счастья. Ученые утверждали, что деньги приносят счастье только до определенного уровня благосостояния.

Их исследования основаны на изучении результатов опросов десятков тысяч респондентов. В том числе исследовалась разница между потребительским поведением домохозяйств относительно бедных и относительно богатых.

В своей работе ученые сделали вывод о том, что разработка эффективной экономической политики, которая бы способствовала сокращению бедности среди населения и повышению благосостояния людей, требует понимания принципов потребления на уровне одного человека.

Первой работой Дитона, получившей широкую популярность, стала "Almost Ideal Demand System" (Почти идеальная система спроса, 1980 год), написанная совместно с Джоном Мэллбауэром. Именно с ней начинаются его исследования потребительского спроса.

С именем новоиспеченного нобелевского лауреата связывают "Парадокс Дитона", называемый также "избыточным сглаживанием". Это ситуация, когда при изменениях в доходах перемены в потреблении происходят в недостаточной степени.

Последняя изданная книга Дитона, как отмечали критики, преисполнена оптимизма. Его основные доводы заключаются в том, что современный экономический кризис не так уж плох: раньше все было куда хуже. Если посмотреть на сухие цифры, реальный средний уровень благосостояния в обществе постоянно растет. Причем приличными темпами.

"В течение тысячелетий миллионы людей если не умирали в детстве, то влачили жизнь в нищете. До трети населения средневековой Европы скашивали эпидемии чумы. Всего два века назад свирепствовала оспа. Еще до середины 20-х годов прошлого века европейцев и американцев косил диабет, до середины 40-х - туберкулез, в начале 50-х детей калечил полиомиелит. Мы продвигались вперед с боями (которые вели наука, медицина и общество), и вот результат: с 1900 года до нашего времени средняя продолжительность жизни в развитых странах увеличилась на 30 лет! Если эта тенденция сохранится, то к 2050 году в Японии и в Австралии средняя продолжительность жизни достигнет 100 лет! Еще в 1981 году 42 процента населения Земли вынуждено было жить на 1 доллар в день. Сейчас - только 14 процентов", - пишет он в своей книге "Великое избавление: здоровье, богатство и происхождение неравенства".

Одной из главных опасностей в современном экономическом строе он называет увеличение разрыва между богатыми и бедными. Эта тема на протяжении многих лет являлась причиной споров многих экономистов с мировым именем. Те из них, кто выступает за сохранение высокой степени неравенства, указывают, что наличие неравенства стимулирует людей проявлять экономическую активность. Иными словами, хотеть стать богатыми. И если бы не это - прогресс бы не шел нынешними темпами.

Судя по всему, Нобелевский комитет сейчас так не думает, замечает руководитель направления "Финансы и экономика" Института современного развития Никита Масленников. "Если посмотреть на плотность информационного потока по этой теме, например, исследований Международного валютного фонда, Всемирного банка и так далее в последнее время, можно увидеть, что эта тема сейчас очень востребована. Вопрос неравенства по доходам в современном мире сейчас считается одним из главных структурных ограничений устойчивого роста мировой экономики", - говорит эксперт.